Северный морской путь (СМП) - ранее исключительно российская вотчина - сегодня активно осваивается иностранцами, и прежде всего китайцами. Пробные проходы грузовых судов впервые сменятся этим летом регулярными коммерческими рейсами, которые начинает Китайская судоходная компания. А через семь лет Китай планирует отправлять по Севморпути почти каждую шестую тонну экспортных грузов - причем плавание будут обеспечивать китайские, а не российские ледоколы. Таким образом, Россия стремительно теряет свои транзитные преимущества самого короткого пути из Европы в Азию. Вслед за Китаем в обход России направят свои суда Индия и Сингапур.
России же остается собирать деньги за ледокольное и лоцманское сопровождение иностранных судов - ни автотранспортного, ни железнодорожного маршрута Европа-Азия она сегодня предложить не в состоянии.
источник >