via
evgeniy625 posted bу
skurlatov С утра, как обычно, не по понуждению извне, а по волению изнутри вникал в Слово Божье, сегодня -
Евангелие от Матфея, Глава 13 (полезно также ознакомиться с одним из
толкований). В свете Священного Писания насколько же наивен аргумент путинских пропагандистов, что возмущающихся против лжи и узурпации - ничтожное меньшинство народа, где-то 140 тысяч по всей Руси, которых совершенно гасят «тьмы и тьмы и тьмы» верноподданического 140-миллионного большинства. Мол, что значат эти тысячи чем-то недовольных «бесящихся с жиру» сытых горожан (горожанин=гражданин=буржуа /от корня «бург», т.е. «град»/) на фоне десятков миллионов нищих всем довольных тёмных бабулек, исправно голосующих за «касатика» Путина. Но тьма внушенной извне неправды не у всех способна загасить внутреннюю «искру Божью» - «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Евангелие от Иоанна 1:5).
Внушенными рейтингами и послушными голосованиями не растоптать правду, которая всегда сначала открывается немногим. Иисус Христос чётко различает «знающее» (=субъектное) меньшинство и «незнающее» (=досубъектное) послушное неправедной власти неимущее большинство, к которому обращается посредством притч, а не научений, как принято между Учителем и учениками. «И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Евангелие от Матфея 13:10-15).
О понимающей (субъектной) горчинке критически-мыслящего ничтожного по численнности меньшинства говорит Иисус Христос - «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (13:31-32).
Снова и снова повторяю о сути субъектности, которая есть ключ к пониманию человека, общества, истории и политики. Каждый человек способен мыслить критически-самокритически, рождается с «искрой Божьей», то есть со способностью быть образом и подобием Господина сущего, в том числе самого себя, а не рабом животных потребностей сущего. Эта «искра Божья» позволяет человеку возвыситься над самим собой и взглянуть на самого себя и окружающее из высшего «другого», шевелящегося «под» (sub) всяким сущим, «метнутого» (jаctо) под ним (отсюда термин субъект = «под-мет»), и тем самым помыслить самого себя и других, экзистировать («экз» - выходя за, экзистировать - выходить за пределы сущего). «Сущее, существующее способом экзистенции, это человек, - поясняет Мартин Хайдеггер. - Только человек экзистирует. Скала существует, но она не экзистирует. Дерево существует, но оно не экзистирует. Лошадь существует, но она не экзистирует. Ангел существует, но он не экзистирует. Бог существует, но он не экзистирует... Экзистенциальное существо человека есть основание того, что человек умеет представить сущее как таковое и иметь сознание о представленном» (Хайдеггер М. Введение к: «Что такое метафизика?» [1949] // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. Москва: Республика, 1993, стр. 32).
Таким образом, только субъектник способен экзистировавть и соответственно мыслить. Но ведь большинство людей не субъектны и, значит, они не мыслят, являются обезличенным das Man? Эмпирически это очевидно, хотя внешне все люди вроде способны высказывать суждения и понимать иногда суждения других, но не является ли их «мышление» столь же несамостоятельно-рефлекторным, как «мышление» запрограммированных машин или дрессированных животных? В «надстройке» запутаешься, а каков «базис» субъектности?
Ответ очевиден - основой, почвой, топливом субъектности служит самодостаточная собственность. Если человек не господствует над сущим, которое удовлетворяет его жизненные животные потребности, то есть если он несамодостаточен, а зависит от внешнего для него распределителя жизненных ресурсов, он находится в ситуации зависимого объекта, а не самостоятельного субъекта, являющегося собственником достаточного для жизни богатства. Не владея такой самодостаточной собственностью, человек занят не осмыслением в бытии, а выживанием в сущем. И стержневой фитиль его «искры Божьей», лишенный топлива его собственной свечи, чадит и гаснет и способен мерцать иногда лишь по воле распорядителя-начальника благ, становящегося его господином. Экономически-зависимый человек, даже получивший высшее образование (например, бюджетник или пенсионер), редко возвышается над своим скудным сущим, которое довлеет над ним, и его «искра Божья» волей-неволей пригасает, он теряет субъектность и пробывает в состоянии досубъектности (хотя латентная субъектность сохраняется, её в принципе можно возжечь при правильной социальной инженерии).
Владение самодостаточной собственностью, которую необходимо сохранить, защитить и по возможности приумножить, волей-неволей, с другой стороны, стимулирует возникновение у человека устойчивого собственного интереса. А собственный интерес заставляет рационально-критически мыслить, самостоятельно осмысливать свою жизненную ситуацию и делать более-менее осмысленно-рациональный выбор. И его «искра Божья» подпитывается этим его собственным интересом, человек подталкивается к социально-политической и духовно-культурной субъектности. Ясно, что чем богаче общество, тем больше возможностей у членов этого общества обрести экономическую самодостаточность и тем самым увеличить свой субъектный потенциал. Так в ходе развития производительных сил и производства излишествующего богатства взрастает низовая субъектность, которая в конце концов начинает требовать у традиционных господ-начальников своей доли власти и ресурсов. Досубъектные нищие не восстают, а низовые самодостаточники-субъектники нередко склонны «в борьбе обрести право своё», вовлекая также нищих умирать «в борьбе за это».
У несамодостаточников нет собственного интереса и тем самым нет забот по его удовлетворению, поэтому они, как показывают социологические опросы, «счастливее» богатых самодостаточников. Несамодостаточники не мыслят и не способны сделать осознанный-разумный выбор, как дитё не видит и не слышит то, что важно с точки зрения интересов взрослых. Но несамодостаточников легко выдрессировать и добиться от них чего угодно, используя врожденные животные инстинкты, в том числе врожденное неприятие «другого» (ксенофобия, «патриотизм»), и внушенные рефлексы. Нетрудно выдрессировать собаку и, обвязав её «поясом шахида», науськать, например, на подрыв вражеской бронетехники. Столь же легко заинтересованному науськать несамодостаточника на что угодно, возбуждая ту или иную его эмоцию. Эмоция - животна-досубъектна, интерес - субъектен-человечен. Эмоция - кратковременна, интерес - долгоиграющий. Интерес памятлив, а эмоция быстро забывается. Сегодня можно досубъектника высечь, у него возникнет рефлекс больше не делать «плохого», из-за чего его высекли, и он этим рефлексом будет дальше руководствоваться бессознательно, но если высечь субъектника, то он скорее всего поступит наоборот «назло», и на оскорбление его достоинства он ответит злопамятно, сколько бы времени ни пройдёт. Короче, досубъектные не мыслят, а живут инстинктом-рефлексом, тогда как субъектник строит свою жизнь самостоятельно, руководствуясь собственным интересом-разумом.
Вышел сеятель сеять... Попало зерно на расхожую дорогу инерционно-традиционно-обрядоверческо-досубъектного, «и налетели птицы и поклевали то», ибо «ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге» (Евангелие от Матфея 13:4,19).
В бедном обществе типа нынешнего российского тоже трудно вырастить субъектное. Иное зерно, продолжает Иисус Христос, «упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло» (13:5-6). Вспоминаю историю СССР - легковесность возбужденной сначала советской, затем антисоветской эмоции на фоне отсутствия корневого интереса самодостаточной собственности! «Посеянное на каменистых местах, - разъясняет Иисус Христос, - означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется» (13:20-21).
Другая ситуация в потребительском обществе «золотого миллиарда» и в душе пусть экономически-самодостаточного, но шкурника - «Иное /зерно/ упало в терние, и выросло терние и заглушило его... А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» (13:7,22).
Может быть, устроить революцию в тех же США, где вроде бы было посеяно «доброе семя», но когда люди спали, «пришел враг и посеял между пшеницею плевелы и ушел», и «рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? Откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал им: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдернули вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (Матфей 13:24-30).
Выше - наказ Панлогу. Необходимо собрать информацию обо всех побегах поля человеческого, чтобы различить плевелы и пшеницу. Надежд на раскаяние плевел мало, но надо знать, кого в первую очередь придётся брать в урочный час, чтобы сжечь. Таков устой правоверной эсхатологии. Ибо, разъясняет Иисус Христос своим правоверным ученикам: «Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (13:37-43).
Иногда мне приходится полемизировать со сторонниками Оригеновой ереси
апокатастасиса, проповедующими поголовное спасение. Не будет такого! Субъектное понимание человека подразумевает «равнобожие» именно субъектника, высший долг и высшая цель которого - стать жрецом-хотаром в высшем акте Богосаможертвоприношения. Человек создан Богом, который внутри человека, не из прихоти игры, а из насущного стремления вечности переформатироваться в самоаффектирующемся времени. Не Бог для человека, а человек для Бога. Именно человек призван через Богосаможертвоприношение сопрячь Конец с Началом, реализовать вечный Круг Времени (Вечное Возвращение). Субъектник - не раб Божий, а Его соработник. Попытался Иоанн Богослов, подобно досубъектному обрядоверцу, пасть к ногам Ангела, который открыл ему откровение и передал ему слова «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний», - «но он («он» с маленькой буквы, чтобы уравняться с человеком. - В.С.) сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей» (Апокалипсис (22:9).
Как же быть с "немыслящими" досубъектниками? Поскольку субъектность (свобода) - самое главное в человеке и есть залог его спасения, то надо прилагать все возможные усилия для взращивания субъектности в нём, для поддержания его врожденной «искры Божьей». Человек рождается беспомощным ребёнком, которого взращивают и социализируют родители и общество. Максимальная социализация, всеобщая грамотность, бесплатная медицина и в идеале всеобщая занятость и сытость - почти достигнуты. Но социализация - необходима, но не достаточна для становления полноценного гражданина. Идеал - как можно более широкая субъектизация. Правда, большинство людей в обществе потребления отвергает субъектизацию, ибо быть иждивенцем проще. Плевелы «счастливее» пшеницы, меньше забот. Тем не менее существуют пока ещё не задействованные стимулы к свободе, которые надо знать и умело применять. Примеры более-менее массовой субъектизации, то есть форсированного взращивания экономически-самодостаточных и потому обретающих собственный интерес и тем самым склонным к социально-политической субъектности низовых хозяев-собственников, случились в последнее время в США («программа аффирмативных действий» 1960-1980-х годов), Сингапуре, Малайзии, КНР и в других странах. Благодаря укреплению позиций низовой субъектности удалось снять досубъектные по сути межэтнические и межконфессиональные конфликты в этих обществах и обеспечить рост благосостояния ранее отстающих общин. Некоторые методы взращивания субъектности со школьных лет предложены в нашей системно-конкретной Программе постиндустриальной модернизации России «Путь из тупика» (2003), а также в реализуемом ныне проекте Панлог (
http://panlog.com), в котором предусмотрена всемирная кампания по созданию экономического базиса Всеобщей Декларации прав человека ООН (1948) в виде повсеместного введения Именного Неотчуждаемого Имущественного Сертификата (ИНИС), наделяющего каждого желающего дееспособного человека 10 кг золота пусть виртуального, но позволяющего участвовать в реальных приватизационных актах по пяти равнообеспеченным направлениям (земля, недвижимость, акции, образование, здоровье).
Можно умиляться «тьмами и тьмами» досубъектных, как умиляются малыми несмышленными детьми. Однако умиляться мало, надо детей социализировать, это обязанность семьи, общества и государства. Смаковать покорность-послушность миллионов бабулек и их «единодушное» голосование за Путина («лищь бы не было войны») - просто подло. И сейчас наиперезревшая задача, которая стоит перед Россией, - форсированное взращивание «критической массы» низовой субъектности как базиса модернизации, процветания и мощи. Возникшая на наших глазах в декабре 2011 года «стратовая масса» российского гражданского общества - надежда. Но это - росток нашей «пшеницы», который обгаживается компрадор-мародерскими путинскими плевелами. Ныне «горчичное зерно» российской субъектности кажется маленьким и жалким, но позавчерашний «Марш миллионов» показал, что оно сохраняет жизнеспособность и может прорасти сквозь путинский асфальт.