Пожалуй, Китай знал, что пробиваться к вершинам глобальной политики будет непросто. Соперники играют жестко. Но Китай не ожидал увидеть среди них Россию.
Это произошло в самый неожиданный момент. Российско-китайская стратегическая координация вышла на высокий уровень. Пекин радовался грядущему возвращению Владимира Путина в Кремль в качестве президента. Для Пекина приход Путина - это лучшее, что произошло в «постсоветской» России. Была ли то обыкновенная наивность или блистательная хитрость, но Китай предпочитал видеть Путина как одномерную фигуру, охваченную ненавистью к Западу. Пекин усмотрел мрачный заговор Запада в попытках дискредитировать Путина накануне его возвращения в Кремль.
Поэтому в прозвучавшем 6 апреля заявлении российского концерна «Газпром» о подписании договора об участии в разработке двух газовых месторождений у побережья Вьетнама, было что-то шекспировское - «И ты, Брут?».
Газпромовский контракт, безусловно, был решением Путина. «Газпром» будет разрабатывать два лицензированных блока на континентальном шельфе Вьетнама в Южно-Китайском море. Он получает 49% в шельфовых проектах объемом порядка 1,9 трлн. кубических футов природного газа и более 25 миллионов тонн газоконденсата.
Пекин был явно захвачен врасплох. Официальный представитель министерства иностранных дел Китая Лю Вэйминь отреагировал сдержанно: «Китай надеялся, что компании из стран, не принадлежащих к региону Южно-Китайского моря, будут уважать и поддерживать усилия непосредственно заинтересованных сторон по разрешению споров посредством двусторонних переговоров».
Когда медведь забрел в изменчивые воды Южно-Китайского моря, Китай терялся в догадках. Да, два шельфовых блока находятся в территориальных водах Вьетнама и представляют собой выгодную сделку для «Газпрома». Но при этом «Газпром» - государственная компания и многими считается одним из «геополитических инструментов» России.
Судя по китайским комментариям, Пекин испытывает сомнения относительно намерений Москвы. Как указывала газета Global Times:
"И Вьетнам, и Филиппины пытаются заручиться поддержкой из-за рубежа, превращая двусторонние переговоры в многостороннюю конфронтацию. Любые действия других сверхдержав в регионе Южно-Китайского моря закономерно вызывают озабоченность у Китая. Россия не должна давать ошибочные или двусмысленные сигналы относительно Южно-Китайского моря. Это не только осложнит решение спора для Китая, но и заставляет задуматься о подлинных намерениях России, стоящих за газовой сделкой".
Кроме того, газовая сделка «Газпрома» не стала громом среди ясного неба. Россия систематически восстанавливает связи с Вьетнамом, начало которым было положено в советские времена (и которые подкрепляются общей антипатией к Китаю), особенно после того, как в 2009 году Путин заявил своему вьетнамскому коллеге Нгуену Тан Зунгу, что отношения приобрели «стратегическую значимость».
источник