Оригинал взят у
dgz Душанбе освободил летчиков Владимира Садовничего и Алексея Руденко. Командиры двух Ан-72, напомним, перевозили гуманитарные грузы в Афганистане, и по истечению контракта возвращались в Россию. Аэропорт Курган-Тюбе сначала дал «добро» на посадку, но на подлете внезапно изменил решение. Летчикам пришлось нарушить запрет и приземлиться, поскольку на бортах заканчивалось горючее. За это суд Курган-Тюбе впаял каждому пилоту по 8,5 лет таджикской тюрьмы, формально обвинив пилотов в провозе контрабанды - полуразобранного запасного двигателя.
Москва возмутилась суровостью приговора. Для начала Дмитрий Медведев встретился с главой ФМС Константином Ромодановским. Президент озабоченно выслушал доклад Ромодановского, что таджики-нелегалы совершают наибольшее число правонарушений среди приезжих, и призвал принять «ассиметричные меры». В тот же вечер десятки таджиков были выловлены в центре Москвы, на Тверском бульваре. Сотню из них депортировали в Таджикистан с «волчьим билетом» - пятилетним запретом на въезд на территорию РФ.
В борьбе с неугодными гастарбайтерами отметились практически все политики, а депутаты Госдумы экстренно обсудили возможность введения визового режима с Таджикистаном. Но всех переплюнул известный борец за здоровье россиян, главный санврач РФ Геннадий Онищенко. Он поведал миру, что именно таджики являются главными разносчиками туберкулеза и СПИДа в России. И предложил фирменный способ борьбы с распространением заразы - запретить работать в России.
На этом главный враг «боржоми» и молдавских вин не успокоился и пригрозил санкциями таджикским сельхозпроизводителям: «Россельхознадзор может ввести временные ограничения на ввоз на территорию России всех видов растительной продукции из Таджикистана в связи с систематическими случаями нарушений международных и российских фитосанитарных требований при поставках подкарантинной продукции из Таджикистана», - говорилось в сообщении ведомства.
Этой массированной атакой Москва поставила Душанбе в трудное положение. Стало понятно, что летчиков придется отпустить: подданных Эмомали Рахмона не на шутку взволновала перспектива остаться без основных мест трудоустройства - многочисленных строек, складов, магазинов и муниципальных предприятий ЖКУ, расположенных в России. В итоге прокуратура Хатлонской области, доселе беспощадная к контрабандным двигателям, не сморгнув, скостила летчикам практически все 8,5 лет тюрьмы.
Прокурор Азим Азимов попросил кассационную комиссию (прокуратура направила в областной суд протест на решение нижестоящего суда - шаг беспрецедентный) уменьшить срок наказания до двух лет шести месяцев и 14 дней, а с применением закона об амнистии от августа 2011 года - уменьшить срок наказания на два года. Это означает, что с учетом уже отбытого наказания пилотов можно освободить прямо в зале суда. А заодно и оставить в покое таджикских гастарбайтеров.
Остается, правда, загадка. Как господин Онищенко объяснит нам чудесное выздоровление от туберкулеза и СПИДа всех заболевших таджиков? А господин Ромадановский - не менее чудесное сокращение преступности среди таджиков-нелегалов? Нужные слова найти придется, потому что таджики останутся работать в России - это очевидно. Иначе возмутится уже российский бизнес, который привык делать тяжелую работу рабским трудом гастарбайтеров.
Корреспондент связался в Душанбе c редактором газеты «Азия плюс» Маратом Мамадшоевым, который находится в зале суда Курган-Тюбе, и попросил рассказать о реакции на действия Москвы в самой республике.
- Марат, что происходит сейчас в суде?
- Выступил прокурор с предложением, чтобы летчикам дали новый срок - 2 года, 6 месяцев, 14 дней. Поскольку амнистия сокращает срок на 2 года, остается 6 месяцев. С учетом уже отбытого наказания, прокурор попросил освободить пилотов в зале суда. После этого судьи ушли в совещательную комнату - это произошло утром - и до сих пор из нее не вышли.
- Опасения, что будут депортации таджиков из России, улеглись?
- Нет. Люди говорят, что маховик запущен, и остановить его можно, только если будет дана команда на самом верху российской власти. У таджикских мигрантов в России и до этого были проблемы - с милицией, с общественным мнением. Но нынешняя ситуация намного тяжелее.
- Как быстро Москва пойдет на попятную, что говорят?
- Один из адвокатов летчиков рассказал мне, что разговаривал с господином Анатолием Кучереной. Кучерена обещал, что в ближайшее время процесс демонстративной депортации будет приостановлен. Насколько это его личная позиция, или он согласовал ее с лицами, управляющими процессом депортации, мне неизвестно.
- Если Москва свернет депортацию, инцидент будет исчерпан?
- Проблема останется. Раньше таджики в России опасались людей в форме. Теперь против них настроен народ - на уровне обывателей. Я не думаю, что мы сможем быстро вернуться к прежним отношениям.
- Рахмону эта история сильно повредила в глазах общества?
- Не столько Рахмону, сколько людям, которые выносили этот приговор - судьям, прокуратуре.
- Такое быстрое принятие решения по летчикам выглядит для таджикской стороны, как потеря лица?
- В народе говорят: они не потеряют лицо, потому что лица и так нет. В какой-то степени это правда. Авторитет власти, особенно судебной, очень низок. Единственный, может быть, положительный урок этой истории заключается в том, что мы в очередной раз наглядно убедились, что представляют из себя таджикские органы власти…
В 14:10 пришло, наконец, сообщение, что суд отменил приговор обоим пилотам. «Приговор был вынесен из гуманных соображений, учитывая обстоятельства дела, то, что подсудимые не были ни разу судимы, имели семью и положительные характеристики, это были смягчающие обстоятельства», - отметил прокурор, сказав, что согласен с приговором, вынесенном во вторник постановлением коллегии кассационной инстанции по уголовным делам суда Хатлонской области.
Как повлияет эпопея с летчиками на дальнейшие отношения между Россией и Таджикистаном?
- Таджикские власти, конечно, чувствуют себя обиженными. Другое дело, демонстративно уходить им некуда. Таджикистан, например, останется в ОДКБ - там присутствуют наши войска, что дает таджикам гарантию безопасности. Безопасность важнее амбиций, - считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин - Сейчас антитаджикская кампания сойдет на нет. В этой кампании есть большая предвыборная составляющая, но 5 декабря, после выборов, и это станет неактуальным. Таджики как работали, так и будут дальше работать на наших стройках.
Конечно, неприятный осадок у таджиков останется. Но есть реальная политика, и она говорит, что без российской поддержи Таджикистану придется очень сложно. Американцы в регионе явно делают ставку на сближение с Узбекистаном. Это сближение было отложено в сторону на несколько лет в связи с андижанскими событиями, с кровавым подавлением тамошнего мятежа 2005 года. Эта кровь вызвала недовольство на Западе, но сейчас недовольство ушло в историю, и американцы стараются развивать отношения с узбекскими властями. В свою очередь, власти Узбекистана максимально дистанцируются от России.
Таджикистану в этой ситуации логично выстраивать с Россией нормальные отношения. Думаю, все в этой игре будут прагматиками. Обида есть, но все равно нам нужно сотрудничать…
Владимир Жарихин заместитель директора Института стран СНГ:
- Фирма Rolkan Investmens Ltd, в которой работали летчики, никаким боком не относится к России. Ан-72 находятся во временном реестре Грузии, в числе владельцев компании - индийцы, киргизы. У Таджикистана возникли претензии к этой фирме, действующей на ее территории. Но урок нынешней истории - отыгрываться в сложных отношениях с «интернациональными» фирмами на российских гражданах - себе дороже. Делать этого не стоит.
- Вы считаете, изначально в действиях Таджикистана не было политической подоплеки?
- Возможно, была - ходили слухи, что летчиков хотят обвинять на родственников Рахмона, арестованных российской стороной. Но, по большому счету, это не важно. Урок - во всех этих разборках не трогайте граждан РФ, вам это дороже обойдется. Мне кажется, это оптимистичный вывод на будущее.
- Мы видим, что Россия надавила на Таджикистан, и он прогнулся. Мы будем развивать этот успех этого давления?
- Россия надавила по конкретному вопросу - судьбы своего гражданина. Вообще говоря, РФ наконец повела себя так, как давно ведет светоч демократии - США. Это позитивный пример. Да, у России есть влияние. А что, мы должны изображать из себя государство Науру?! Это - Россия, и с этим надо считаться всем…