Начало постов об отпуске на Алтае здесь:
1. Алтай 2024. Чепош 2. Алтай 2024. Тропы вокруг Катуни 3. Алтай 2024. Релакс в Короне АлтаяОтдохнув в Короне Алтая мы направились по Чуйскому тракту, до самого дальнего населенного пункта нам нужно было проехать более 400 км. Только 100 км не доехали мы до Монголии, в следующий раз доберемся:-)
В поездке провели весь день, доехали в темноте уже. Долго ехали, потому что красоты неимоверные кругом и хочется часто останавливаться.
В 2014 году журнал National Geographic Россия включил Чуйский тракт в список из десяти самых красивых автодорог мира.
На месте современного Чуйского тракта долгое время находился так называемый Мунгальский тракт, упоминания о котором содержатся ещё в китайских хрониках тысячелетней давности. На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древних времён пользовались торговцы и воины. В то время тракт представлял собой лишь узкую вьючную тропу с выступами скал над ущельями - бомами. При их проезде возница шёл к началу узкого места и клал на дорогу шапку, чтобы встречный караван заметил и пропустил путников. Иначе было не разъехаться. Сейчас тут хорошая асфальтированная трасса, ехать по ней одно удовольствие, да и не очень-то она загружена.
Тракт длинный и рельеф на протяжении его разный, от лесостепи до каменистой пустыни. Удалённые районы республики Алтай: Онгудайский, Улаганский и Кош-Агачский малонаселённы, количество турбаз и кемпингов также не велико, заправочные станции для автомобилей расположены в среднем на расстоянии более 100 км. Поселения встречаются редко и им как ни странно радуешься
Дорога вьется, загибается, автомобилей мало, а кругом красота постоянно меняющаяся
Много часов езды путают впечатления в голове, а впечатлений море. Где останавливались, что видели, всё смешалось. Есть несколько перевалов, где развита туристическая инфраструктура, там народ останавливается прогуляться, отдохнуть, перекусить. Самые известные это Семинский перевал и перевал Чике-Таман.
Семинский самый высокий, но дорога к нему плавная и не поймешь, что уже оказался на высоте 1717 метров, самая высокая точка Чуйского тракта. В туалет сходили, перекусили, сувениры купили, на людей посмотрели
и идем гулять по кедровому лесу
спортсмены везде себе беговую дорожку создадут
деревья тянутся своими корнями на дорогу
грибочки, цветочки, хорошая прогулка после сидячего положения в машине
виды красивые вдали
Сборщики кедровых орешков. Мы с любопытством наблюдали, как мужики забирались на деревья, трясли их, а внизу уже собирали шишки в мешки. А мы просто шишечки находили и грызли орешки, жаль животных не встретили, которые ими питаются, почти все шишки уже употребили до нас:-)
Через дорогу Учебно-тренировочный центр горнолыжки, а летом тут лыжеролерная трасса пятикилометровая
Небом залюбуешься, и птицы и облака не подводят нас.
На перевалах можно и на людей посмотреть, а то многокилометровые трассы безлюдны. Тут много алтайских лиц.
А мы двигаемся вперед, периодически пропуская местных рогатых, которые переходят дорогу степенно, не торопясь, иногда вышагивая параллельно машинам, заглядывая в окна
хороша тень у коровы
Очень мне понравился перевал Чике-Таман (высота 1295 м), с эффектными видами. Дорога к нему более сложная, даже серпантинистая. Есть смотровые площадки. В переводе Чике-Таман означает «подошва впереди идущего человека». Старая дорога в этом месте была очень крутой, с отвесным углом подъема.
Летать хочется
Забрались высоко и смотрим на дорогу по которой только что проехали
На тракте встречаются скалы прямо у дороги
Особенно запомнились Каменные ворота (Айри-таш) - где дорога проходит между двух высоких скальных стен. Айры-Таш, согласно словарю О. Т. Молчановой, буквально можно перевести как раздвоенный камень. Бом Айры-Таш - узкое искусственное ущелье, созданное в скале при строительстве современного Чуйского тракта. Основную часть ущелья проложили взрывными работами, разбор глыб и выравнивание стен велось силами заключенных. В народе эти гранитные ворота называют «Чертовыми вратами», хотя никаких особых страшных историй и легенд с ними не связано. Человек везде себе дорогу проложит.
Чего не встретишь по пути, тут история может быть страшной
Ручьи, водопадики встречаются
одинокие домики вдали
Иногда останавливаемся у воды. Тут место слияние рек Чуя и Катунь. Катунь своим цветом везде выделится
Катунская подкова, Яломанская дуга, Улыбка Катуни - красивый изгиб реки среди скал Малого Яломана.
Катунь здесь делает очень крутой поворот, а Чуйский тракт вьётся узенькой лентой между отвесными кручами.
Малый Яломан виднеется
дорога прямо под скалой и ангел в небе
Девчонки надолго обосновались фотосессию делать
Ини́нский подвесной мост через Катунь у села Иня, памятник архитектуры. Построен в 1936 году по проекту Сергея Афанасьевича Цаплина, первый двухцепной висячий мост на территории России. Строительство моста началось в декабре 1934 года. В подготовительных работах принимали участие местные жители села Иня, они отбирали для моста первосортную древесину лиственницы. Мост строили около 3000 заключённых седьмого отделения Сиблага НКВД. Сейчас он заброшен, деревянные конструкции рассыпаются, а чуть далее построен новый
По другую строну тракта можно посмотреть Иненские колонны, довольно эффектно выглядят
особенно солнце за ними
Малышня местная лазает в колоннах и плавает в речке Иня, такие деревенские развлечения.
Часто встречала таких птичек вдоль дороги
По тракту есть несколько мест с петроглифами, как на скалах, так и на камнях на земле. Мы останавливались около петроглифов Чуй-Оозы. Их возраст оценивается примерно 2,5-8 тысяч лет. Рисунки создавались в разные периоды от неолита до древнегреческой эпохи. Здесь изображены не только сцены жизни древних людей, но и не обычные объекты, напоминающих космические корабли пришельцев, фантастических зверей.
Экскурсию провела нам Адунова Галина Михайловна, местный экскурсовод-гид этнографического музея Чуй Оозы. Она рассказала о значении природы в жизни алтайского народа, культе огня, правилах посещения священных мест, завязывания кыйра - священных ленточек. Про неё нужно отдельный пост делать, так мы были в восторге от нее, её войлочных картин и рассказов.
Растроганная Света обнимает смущенного гида:-)
В урочище Кур-Кечу в 2017 году торжественно установлен уникальный памятник стремени. Памятник посвящен народным героям, богатырям, которые в трудную годину, смутные времена вставали на защиту своей Родины и народа, бесстрашно сражались за их свободу, а также одному из самых почитаемых животных во всем тюркском мире - богатырским коням. На памятном знаке высечены строки из стихотворения алтайского поэта Алексея Тадинова:
...От полуденных диких степей, где уснули курганы,
От заоблачных гор, где парят, словно вечность, орлы,
До полуночных синих снегов к берегам океана,
Мы вышли сквозь века до заветного края земли...
Небо в тот момент было потрясающим, вулкан небесный
Приехали в Акташ затемно после такого яркого заката. Наш водитель Света была на последнем издыхании, непривычные мы столько ездить.
Отдохнули и утром в путь дальше по тракту к Марсовым горам, о которых позже. Новые картины за окном, новые расцветки
новые формы
Тут уже начались виды на заснеженные горы Северо-Чуйского хребта. Длина хребта около 120 километров, в центральной части - около 200 ледников общей площадью около 175 км². Туда ездят на пешие экскурсии, но у нас времени не было, нужно 1-2 дня на это отвести. До следующего раза оставили.
Только любовались из окон и со смотровых площадок
Рожица явная мне видится:-)
облака ниже вершин
Можно бесконечно про путешествие по Чуйскому тракту рассказывать, но и так уж много времени заняла:-)
Продолжение следует...