Ну, то есть нынешняя правящая группа с такой проблемой пока просто не сталкивалась.
Росстат дает такие цифры о реальных располагаемых денежных доходах:
- падение в ноябре на 3,9%;
- падение в декабре на 7,3%;
Падение в целом за год составило 1% (в 2013 году был рост на 4%).
И это новая реальность, с которой Путину теперь придется иметь дело.
По прогнозу Минэкономразвития, в 2015 году реальные доходы снизятся на 6%.
При этом средние реальные зарплаты снизятся еще больше - на 9%.
Это при расчетной цене на нефть в $50 за баррель.
Как будут Путин и Медведев справляться с этим, мы скоро увидим.
Но вот, например, зам главы администрации президента Володин, отвечающий за внутреннюю политику, 31 января участвовал в семинаре для глав регионов, руководителей городов и спикеров заксобрания.
И сказал о том, что линия остается прежней:
- Мы должны с вами расширять конкурентное поле, - наставлял кремлевский чиновник губернаторов. - Коллеги, вы отвечаете за формирование элиты, это ваша ответственность.
И очертил субъектов конкурентной борьбы - представители всех парламентских партий.
Так что внутриполитическая стратегия будет такой как была: блокировать протестную оппозицию, имитировать политические баталии в рамках парламентских партий, демонстрируя гражданам непримиримую борьбу… нанайских мальчиков.
Ну, а правительство в связи с кризисом пообещало не трогать социалку.
Шувалов у Соловьева так и сказал: российское общество пока не готово к повышению пенсионного возраста и структурным реформам в образовании и здравоохранении; правительство не будет их «проламывать».
- Разве мы готовы сейчас быстро и жестко, как это было в некоторых странах СНГ, закрыть лечебные учреждения, профилактории, поликлиники или районные больницы в отдаленных уголках нашей страны? Мы готовы тотально закрывать наши школы? Ну конечно же нет
- В любом случае все эти болезненные решения можно принять, только опираясь на волю народа.
В общем, все будет, по возможности, по-старому.
Пока правительство может само решать, что урезать, а что нет, какие структурные реформы приемлемы, а какие нет.
Ни МВФ, ни Запад от нас ничего требовать не могут - только давать оценки политики рейтингами.
Но и ответственность за решения и их последствия ни на кого не переложишь.
О том, насколько это возможно - когда все по-старому - при дешевой нефти, санкциях и расходах на войну в Украине, мы скоро узнаем.
Способна ли новая экономическая политика дать быстрый эффект - тоже не вполне понятно.
Да и нет, кажется, пока никакой особенной новой политики, только разговоры.
И еще попытка повторить мероприятия 2008-2009 годов.