Идея импортозамещения - это хорошо.
Но есть проблема: импортозамещать нужно сразу, а можно этого добиться только через некоторое время.
Мы ведь не можем ждать, и обходиться в процессе ожидания, без еды.
Ну, пока иностранную не импортозаместят отечественной!
Что из этого следует?
Что импортозамещение должно происходить на фоне импортопродолжения.
То есть продукция, подлежащая замене, должна продолжать ввозиться.
Однако, как показывает опыт, если она ввозится и попадает на полки наших магазинов, импортозамещение не происходит.
Создать конкурентный товар в родной земле оказывается почему-то практически невозможно.
И касается это не только еды, а всего ряда товаров и услуг.
Идея импортозамещение сама по себе не работает.
Причем есть еще одна проблема.
Если импорт убрать, и как-то научиться выживать без него, то через какое-то время вдруг оказывается, что и вообще можно того… обходится.
По крайней мере, правительство однозначно начинает так считать.
Мы через подобное проходили в СССР.
Продуктов в магазине не было.
Если появлялось три сорта колбасы и три сорта сыра, то это было счастье.
Товаров «легенькой промышленности», которые можно было носить без ущерба для личного самоощущения, тоже.
А мебель, боже мой (!), какая это была проблема.
И ничего. Сейчас оказывается, если верить воспоминаниям, что все были счастливы и довольны.
Так что импортозамещение - это не средство.
Это - результат.
Кроме импортозамещения, мы еще попробовали реализовать программу Медведева «модернизация, диверсификация, инновации».
То есть как-то подтолкнуть внутреннее производство на рельсах вложений государственных денег в научно-технический прогресс и поощрение новых производств. Однако важно то, что эти производства изначально планировались как экспортные.
Именно в этом суть диверсификации: дополнить нефть и газ какими-то передовыми товарами.
Тоже не пошло. И не могло пойти.
Зачем нужна проблемная диверсификация с большими вложениями и неизвестным эффектом, когда можно направить деньги либо в расширения существующего экспорта, а излишки приберечь на черный день, да еще получить назад с процентами?
В общем, очень сложная и довольно надуманная идея развития.
Получается, что действовать со стороны товаров, путем запрета ввоза, чревато деградацией потребления.
И опасно с политической точки зрения.
Ну, если народ все-таки не смирится с упрощением его потребления и начнет бунтовать, в силу дурной привычки к хорошей жизни.
Действовать со стороны производства тоже не очень возможно.
Проектов не мало, они проблемные, эффект не известен, особенно при отсутствие нормальной конкурентной среды.
Государственных денег тоже мало.
К тому же на государственные деньги липнут не те, кто с ними работает, а те, кто их перераспределяет. Преимущественно в свою пользу.
Как стимулировать внутреннее производство?
Как направить энергию бизнесменов на внутренний рынок?
Как заставить вкладывать деньги в страну?
Тогда встречный вопрос.
У нас ведь какая экономика? Рыночная.
Но кто является ее субъектом, кто ею руководит? Владельцы предприятий? Предприниматели?
Нет. Предприниматели и владельцы руководят в лучшем случае своими предприятиями.
Если это не государственные или полугосударственные монстры, типа «Газпрома», «Ростеха», «Роснефти» и т.д.
Рыночной экономики руководит рынок.
Рынков, как известно, есть два - внешний и внутренний.
Теоретически они складываются на основе взаимодействия субъектов экономики, предлагающих товары и услуги.
В действительности политическая власть оказывает существенное влияние на режим торговли и состояние рынков.
Причем, если внешние рынки можно контролировать не всегда, то внутренние рынки политическая власть данной страны способна формировать практически по своему усмотрению.
Ну, если стран не отказалась от своего экономического суверенитета.
В общем, не буду тянуть, скажу. Хоть и предвижу всплеск негодования.
У нас сегодня есть торгово-экономические министерства: промышленности и торговли, сельского хозяйства, строительства и ЖКХ, финансов, экономического развития, энергетики.
То есть все министерства ориентированы или по отраслям, или по макроэкономике, по общей регуляции равновесия.
Торговля обозначена в качестве дополнения к промышленности и самостоятельного статуса не имеет.
Поскольку промышленность наша ориентирована на экспорт, Минпромторг наверняка тоже отдает предпочтение вопросам внешней торговли.
Что в новых условиях совершенно не годиться.
Нам ведь нужно производство развивать. А не увеличивать оборот внешней торговли в рамках существующей конъюнктуры.
В общем, нам нужно министерство внутренней торговли и развития внутреннего рынка.
С общей задачей - создания условий для отечественных товаров, роста внутреннего рынка и для формирования платежеспособного спроса на внутреннем рынке.
Понятно, что любая бюрократическая структура в значительной степени работает на себя.
Но если ей определена специфическая сфера ведения, работая на себя, она автоматически работаете на авторитет своего участка, на его развитие и рост. Вот пусть они нам внутренний рынок и выращивают.
В конце концов, даже в коррупционной экономике это должно сработать.
Они же со своей поляны будут кормиться.
Чем больше поляна, чем гуще трава, тем больше можно состричь.
И вообще, если рынок двигает экономику, и мы хотим ее двинуть, через что нужно действовать?
Правильно, через рынок.
И рыночный подход в данном случае - не бросить всех на произвол судьбы, кто выживет, тот и молодец.
Если кто-то выживет, и экономика не деградирует окончательно.
Рыночный подход - это правительство, которое занимается рынками.
Отдельно внешним.
И отдельно внутренним!
В том числе - гражданами как субъектами этого самого рынка.
Чем богаче люди, тем больше денег на внутреннем рынке, тем шире основа для собственного производства.
Только нужно сделать так, чтобы эти деньги шли именно на собственное производство.
Но для того и министерство внутренней торговли и рыночного развития, чтобы это обеспечить.
И чтобы никакой подведомственной промышленности. И тем более, внешней торговли.
Только внутренний рынок. Как база для собственного производства.