Забудьте на минуту, что вы из России, представьте себя американцем.
Вы будете знать несколько базовых вещей.
Во-первых, ваша страна - первая мировая держава, а столица мира находится в Нью-Йорке.
Не важно, почему так получилось, важно, что это факт.
И его знают все.
Во-вторых, ваша страна, то есть США, является первой мировой державой не столько из-за военной, сколько из-за торгово-экономической и технологической мощи.
Конечно, вы поддерживаете военную мощь на уровне, но основа могущества вашей страны не в этом.
Рядовой американец вряд ли озабочен тем, о чем постоянно говорят российские теортики-антиамериканисты и их последователи.
Он не боится крушения доллара, чрезмерного государственного долга, отпадения Европы и т.д.
Он знает, что если кто-то и может поколебать положение США как первой мировой державы, то только Китай. Не Россия, заметьте. Потому, что у него очень большая экономика, очень большое население и он упорно работает над своим развитием.
В-третьих, вы будете верить в свободу, демократию и право народа на революцию как способ достижения того могущества, которым обладают Соединенные Штаты Америки.
Именно поэтому вы, рассуждая о внешней политики, всегда будете поддерживать народы против диктаторских и тоталитарных правительств.
Не задумываясь, не собирая информацию, не анализируя особенно. Вы просто так воспитаны и видите реальность: в тоталитарном государстве правитель всегда плохой, а народ всегда хороший.
Соответственно, вы будете думать, что если диктатора убрать, а народ освободить, то это обязательно приведет страну к процветанию.
Может быть, не сразу. Но иного пути к процветанию все равно нет.
Когда-то надо начинать, почему не сейчас?
О том, что не всякая революционная смена власти ведет к свободе и счастью, вы просто не знаете.
Вас так не учили.
Вас учили, что тираны приходят не из-за революций, а из-за революционных неудач.
Сначала была Великая Французская революция, и только потом Робеспьер и Наполеон.
Сначала была февральская революция в России, свергнувашая царя-абсолютного монарха, а Ленин и Сталин был потом, из-за проблем и неудач.
В Германии революционеры свергли кайзера Вильгельма, и только сложности строительства нового строя привели к власти Гитлера.
В общем, если революционерам помочь, они вполне могут обойтись без этапа Робеспьера и Наполеона, Ленина и Сталина, Гитлера и прочих страшных людей.
Ведь есть же пример Великой американской революции (не знаю, как она называется в учебниках американской истории).
Итак, США - первая и главная мировая держава.
Нормальный, здоровый развитый мир существует вокруг США, в него входят друзья и союзники.
Этому миру противостоят плохие государства, с тоталитарными и диктаторскими режимами.
Никто в здравом уме не откажется примкнуть к американскому миру свободы, счастья, высокого уровня и качества жизни - только диктаторские и тоталитарные режимы и политиканы, обманывающие свои народы.
Что видим и знаем мы, россияне?
Не всякая революция - это хорошо. Скорее даже, всякая революция - плохо.
Потому что наши революции обязательно оборачивались разрухой, не демократичными режимами, тиранией и взлетом сепаратизма вплоть до распада государства.
Попытка дружить с развитым миром совершенно не обязательно означает, что ты оказываешься в равном положении со старыми членами стран клуба «золотого миллиарда».
Россия вдруг, по факту, стала сырьевым придатком Запада. И все.
Даже российская элита устраивает свою настоящую жизнь не в России, а на Западе. То есть превращение России в высокоразвитую и богатую страну западного типа находится под большим сомнением.
Не всякое вмешательство США и Запада во внутриполитические разборки внутри иностранных государств приводят к победе хороших против плохих. И к установлению стабильной, миролюбивой и народолюбивой власти.
Если вмешательство в дела Югославии можно рассматривать как прекращение братоубиственной войны и вывод республик бывшей Югославии из тупика внутригражданского и межэтнического конфликта, то вмешательства в арабском мире показывают совершенно другой результат.
И как нигде в другом случае, именно здесь, в оценке ситуации в Югославии и в арабском мире, особенно ярко проявляются различия мировоззрения россиян и американцев.
Американцы считают, что у них не всё получилось, но надо продолжать.
Потому что других рецептов нет и быть не может.
Как только установится настоящая демократия, сразу все образуется.
Элита, может быть, имеет подварианты этого взгляда.
Например, рецепт правильный, но сейчас еще не время, нужно подождать.
Или другой вариант: все получилось бы, если бы не Иран, который упустила бездарная администрация Картера; или Россия, которую зачем-то допустил в мировую политику Обама, и т.д.
Но все равно это будет все тот же взгляд: либеральная демократия решает, и ее можно внедрить фактически в любой момент исторического развития любого современного государства.
Даже если это какой-нибудь Афганистан.
Россияне не верят в американские рецепты.
Настолько не верят, что отказываются признавать очевидное - американцы ориентируются прежде всего на ошибочные социологические представления и не вполне адекватные намерениям ценности.
Но если мы не верим в американские представления и ценности, то мы должны дать объяснения политике американцев.
И тут в ход идет то, что нам сегодня ближе всего: эгоизм (американцы думают только о своей выгоде), цинизм (у государств нет друзей, есть только интересы), аморализм (американцы тупо пытаются держать мир в узде).
Увы, нам сегодня понятно именно это. Это ведь так по-нашему!
Все думают о выгоде, все делают карьеру, все стараются быть предельно крутыми и подмять вокруг себя всё, что получится.
Только вот все это мы не столько признаем за собой, сколько приписываем США и Западу.
В психологии это называется проекция.
Однако настоящая проблема в другом.
Никто не сможет привить россиянину мировоззрение американца, а теория общественного договора и положение о праве народа на восстание в современном мире не работают так, как это было на заре существования США.
Марксизм себя дискредитировал.
А других глобальных идей мир пока не знает.