Есть такой вопрос.
На самом деле он риторический, и задается ради того, чтобы проиллюстрировать очевидную для задающего этот вопрос никчемность Украинского государства и украинского народа.
В ответ, конечно, можно задать встречный вопрос: А почему не построили ничего россияне?
Свидетельствует ли это о такой же никчемности россиян в целом, и русских, в частности? А также о ничтожности государства Российского?
Но таким образом получится не разговор, а взаимный обмен колкостями.
Который, скорее всего, очень быстро перерастет в поток взаимных оскорблений.
Тем не менее, факт остается фактом.
Ни Украина, ни Россия за 23 года раздельного существования ничего особенного у себя не построили.
И я знаю почему.
"Время разбрасывать камни и время собирать камни".
Есть время строить экономическую систему, есть время размышлять над общественной организацией и ее принципами, и есть время делить власть, в том числе над хозяйственными ресурсами (эта власть есть собственность).
Мы только-только выходим из исторического периода, когда главной проблемой социального развития стала реорганизация власти и властно-политической системы России.
Начался этот исторический цикл в 1987 году и должен закончиться в 2017.
Именно поэтому "перестройка" Горбачева, начинавшаяся как попытка реформирования экономического механизма СССР в 1985 году, с 1987 переросла в реорганизацию власти.
В качестве главной механизма реорганизации власти была сформулирована цель разделения властей.
Эта цель - разделение властей - привела прежде всего к разделению власти экономической и власти политической как естественной основы такой реорганизации.
Но экономическая власть - это собственность на ресурсы и производства.
Поэтому в стране шло два параллельных процесса - реформа политико-правовой системы и разгосударствление экономики, переход собственности из рук политических властей в руки частных владельцев, передача власти над экономикой частным лицам.
Все остальное - частные особенности этого большого процесса.
Он выглядел не очень симпатично.
Было много коррупции, воровства, экономически необоснованных банкротств, сопровождавшихся уничтожением производств, и т.д.
Кто-то склонен обращать внимание только на эту сторону процесса.
И видеть во всем этом одну только злую волю: жуликов, ставших в результате богатеями и олигархами, или Запада, лишившего СССР его как бы имевшей место экономической независимости.
Упрощать удобно - результат легче умещается в голове.
Как говорил один мой приятель при игре в шахматы: "Меньше фигур, легче играть" (гроссмейстером, как вы понимаете, он не стал).)))
В СССР, как мы помним, предприятий было много, очень много.
Не было их эффективной работы.
Они выпускали преимущественно неконкурентоспособную продукцию (даже на внутреннем рынке реализовать эту продукцию не всегда получалось).
Они были страшно ресурсозатратны.
Они напрочь не признавали научно-технического прогресса и были начисто лишены модернизационных устремлений.
Но реформа собственности - это не реформа торгово-экономической системы.
Когда люди делят экономическую власть, то есть власть над ресурсами экономики, они могут быть заинтересованы в ресурсах больше, чем в производствах.
Именно неэффективность производств и плохое социальное время для экономических реформ привели к тому, что многие производства были не модернизированы, а уничтожены.
Когда человека интересует не сам завод, а земля под ним, или используемые в производстве здания и сооружения, это, конечно, злая по отношению к данному производству воля.
Но никакого специального вредительского умысла тут в большинстве случаев нет.
Идет всего лишь перераспределение базовых хозяйственных ресурсов.
Ну, кто же виноват в том, что реформу собственности сделали не в период экономических реформ при Хрущеве-Косыгине, когда это могло привести к созданию экономики китайского типа, а в период властно-политической реформы, когда экономические последствия были мало кому интересны?
И Украина, и Россия продолжают жить в рамках одних и тех же социальных циклов.
У нас они пока одинаковые.
И социальные процессы у нас приблизительно такие же.
Однако у наших стран разные весовые категории. И разные условия протекания сходных процессов.
Главное же в том, что время строить новую экономику взамен той, которая досталась нам от СССР, начинается и в Украине, и в России только в этом году.
Цикл реорганизации торгово-экономической системы - 2014-2044.
И тут у нас получаются совершенно разные стартовые условия.
Украина будет пристраивать свою экономику прежде всего к экономической системе ЕС.
А Россия будет строить новую экономику сама.
Через 20-30 лет на примере Украины нам станет понятно, способствует ли нормативно-правовая база и политика руководства ЕС развитию экономик внутреннего рынка.
Если Украина станет процветающим государством - то да, способствует.
Через те же 20-30 лет мы увидим, сможет ли Россия осуществить нормальную торгово-экономическую реорганизацию самостоятельно, в условиях противопоставления себя Западу и его торгово-экономических порядкам.
Именно после цикла торгово-экономической реорганизации можно будет спрашивать о том, что мы построили за эти годы.
И требовать четкого ответа!
А потом говорить о том, кто из нас, украинцы или россияне, оказались более способными к экономическому развитию.
Пока же стоит оценивать властно-политические достижения.
В России на излете цикла властно-политической реорганизации мы имеем режим Путина: полусвобдную, контролируемую, но все-таки либеральную демократию и социальное государство.
Как вы назовете властно-политический режим в Украине?
Впрочем, и у них, и у нас есть еще 3,5 года для того, чтобы добавить последние штрихи к сложившейся властно-политической системе.
В 2017 году можно будет сравнить.