В 2015 году между Россией, Беларусью, Казахстаном, а также, видимо, Арменией и Киргизией должен быть подписан договор о создании Евразийского экономического союза.
Сейчас идут переговоры о том, что войдет в компетенцию этого союза и какие полномочия будут переданы наднациональным органам.
И здесь есть разногласия.
Если особенно не лезть в подробности, то позиции сторон таковы.
Нурсултан Назарбаев считает, что за пределы экономической интеграции выходить не надо.
Охрана госграниц, миграционная политика, системы обороны и безопасности, а также вопросы здравоохранения, образования, науки, культуры, правовой помощи по гражданским, уголовным, административным делам "не относятся к экономической интеграции и не могут быть перенесены в формат экономического союза".
Также президент Казахстана против того, чтобы наделять высший орган совета (на уровне глав государств и правительств) наднациональными полномочиями, обязательными для всех государств.
Наднациональный орган уже есть - это комиссия ЕЭК.
Еще Нурсултан Назарбаев также выступил против унификации ответственности по уголовным и административным нарушениям - "эти сферы являются сугубо национальными и предметами внутренней политики государств и должны быть исключены из квалификационного договора".
Позиция Александр Лукашенко более туманная.
С одной стороны, он говорил о необходимости придать новому союзу статус "международной организации, которая будет наделена необходимой правосубъектностью".
Для этого он предложил "определить юридическую силу и иерархию актов союза" и устранить ситуацию, при которой главы государств-членов союза будут иметь возможность отменять решения наднациональных структур будущего союза.
С другой стороны, он выступил за четкое определение полномочий, передаваемых наднациональным органам, обосновывая это так: "Чем конкретнее мы пропишем, кто чем должен заниматься, тем меньше у нас потом будет споров, что кто-то лезет не в свои вопросы".
Одновременно Лукашенко настаивает на том, чтобы внутри союза двусторонние договоры (в первую очередь, очевидно, договоры России и Белоруссии, в том числе договор о Союзном государстве РФ и Белоруссии) были приоритетными и сохраняли свое действие.
Высказывались и по поводу пропорций стран в Евразийской экономической комиссии.
Сейчас установлен принцип: "директор, два заместителя, 23 департамента, по семь возглавляют Казахстан и Белоруссия, девять - граждане России". Президент Назарбаев выступил за твердое его соблюдение.
Российская сторона оставляет в проекте договора максимум возможностей для текущего вмешательства.
"Коммерсантъ" предполагает расчет на то, что в уже функционирующем союзе договорные позиции всех сторон будут определяться преимущественно соотношениями ВВП участвующих в союзе стран и балансом поставок энергоносителей.
Одновременно Путин предложил продолжать сближение норм регулирования экономик России, Белоруссии и Казахстана.
В то же время речь о переносе акцента с экономического на общеполитическое сотрудничество Россией тоже, кажется, не ставится.
Если это действительно так, то такая позиция выглядит весьма разумной.
В конце концов, Европейское экономическое сообщество шло к превращению в Европейский союз около 40 лет.
Отменить естественные циклы невозможно.