Анархизм - следствие теоретической ошибки. И вот почему.
Государство - это вовсе не правовой союз людей.
И не организация, призванная обеспечить господство завоевателей над побежденными.
Это даже не орудие угнетения человека человеком, то есть человека, собственности лишенного (раба, крепостного, рабочего), человеком владеющим - в процессе хозяйствования и затем, во все социальной жизни.
Все это, конечно, в отношениях людей внутри государства присутствует, но и только.
Соответственно, не работают и модели образования государства, придуманные социальными мыслителями прошлых времен.
Свободные люди никогда не собирались специально для того, чтобы передать часть своего суверенитета и часть своих личных прав наверх, в органы власти, ради торжества единого для всех закона и справедливого порядка.
Процесс государственной реорганизации родоплеменных сообществ был постепенным, не вполне плановым и уж точно не сводился к решениям пары-тройки общих собраний.
Хотя политико-правовой период формирования государства действительно имел место, он был следствием, а не причиной.
Политико-правовая система вторична и является надстройкой. Но государство не равно этой надстройке.
Не было событий и другого типа - завоевания одним народом другого как необходимого условия государственности.
Государство не равно репрессивной политико-правовой машине для подавления сопротивления завоевателям.
Завоевания, конечно, были, и они повлияли на характер политико-правовых процессов. Однако сам политико-правовой процесс касается, прежде всего, организации базового общества, ресурсами которого и обеспечивается любое завоевание.
То есть, иначе говоря, если общество не организуется для завоеваний, оно не сможет никого завоевать и удержать под своей властью.
Сначала государство возникает внутри базовой группы людей, находящихся на стадии родоплеменной организации, потом эта группа получает возможность завоевывать и подчинять своим властям и своим законам другие группы людей.
Наконец, разделение членов общества на собственников и людей, лишенных средств труда, не может служить основой для политико-правовой организации.
Хотя бы потому, что государство сначала возникает, а уже потом в его рамках происходит постепенное разделение людей на крупных собственников, мелких собственников, коллективных собственников и пролетариат, лишены любой собственности.
Причем происходит это вовсе не в рамках самопроизвольного хозяйственного развития.
В тех обществах, где доминирует экономическая, хозяйственная деятельность, а это общества родоплеменные, государство не возникает.
Достаточно посмотреть на существующие до сих пор первобытные народы.
Общества есть, хозяйствование есть, а государства как не было, так и нет.
В тех обществах, где возникает государство, доминируют вовсе не хозяйственная деятельность и люди-труженики.
В них доминируют либо военная, либо торговая деятельность.
В них выделяются обособленные группы профессиональных военных и торговцев.
И именно они, вместе, или по отдельности, признаются действительно достойными гражданами во все времена. В то время как труженики производственного звена получают назад свой статус равных и важных для государства граждан только на позднем этапе истории, в современных государствах.
Таким образом, ни политико-правовая, ни завоевательная, ни экономико-владельческая гипотезы не работают.
Но если это так, как можно объяснить возникновение и существование государства?
Ответ не так сложен, как кажется.
Проблема в том, что если вы потеряли непосредственность восприятия благодаря множеству умных книг и концепций, то вам трудно взглянуть на вещи просто.
Тем не менее, это возможно.
И ответ лежит фактически на поверхности.
Да, в основе человеческих обществ лежит деятельность.
Да, это деятельность по приспособлению к окружающей среде, или адаптационная деятельность.
Нет, в основе современных обществ - государств не лежит экономическая деятельность, понимаемая как хозяйственная, производственная.
Хозяйственная деятельность привела человека в родоплеменную общину.
Задача первобытной социальной организации - приспособление к природе.
Государства как форма социальной организации имеют дело не с природой, а с другими человеческими сообществами.
До тех пор, пока главная среда для человека - природа, он живет в родоплеменной общине.
С того момента, как другие, соседские человеческие сообщества начинают мешать людям жить, именно эти сообщества становятся главной средой человека. И отношения с этими людьми на хозяйственной основе не построишь. С ними нужно либо воевать, либо обмениваться, торговать.
В основе государств лежит не хозяйственная, а военная и торговая деятельность.
Да, необходимым элементом государственности являются политико-правовые отношения его членов.
Но создание автономной политико-правовой подсистемы - это конечный этап формирования государства.
Сначала возникает военный или военно-торговый коллектив.
Затем он подчиняет интересам военной или военно-торговой деятельности жизнь всей общины. С этого момента государство фактически можно считать образовавшимся.
Когда деятельностная система государства образуется, и народ, члены общины более-менее разделяются на хозяйствующую часть и военную (или военно-торговую) элиту, заканчивается первый этап формирования государства.
Второй этап - идейный, идеологический.
О том, что такое запросы военных и военной деятельности, вы можете судить хотя бы из современности.
Военные всегда готовы поставить всю экономику страны на службу одной только войне.
В то же время обычные, невоенные граждане, всегда хотят, чтобы большая часть ресурсов общества шла на удовлетворение их нужд, а их положение было выше положения отдельных профессиональных групп, будь-то военные или торговцы.
Идеологии объясняют, почему на войну и военную промышленность должно идти столько, почему столько должно идти торговцам, и почему народ должен славить свою элиту и замечательные порядки в своем обществе.
Без этого любое государство развалится практически сразу после того, как будет выполненная та или иная военная или торговая задача.
Люди должны верить в свое государство, иначе оно рассыплется так же, как рассыпался Советский Союз.
Наконец, формирование государства проходит обязательный третий, политико-правовой этап своего формирования.
Смотрите, в обществе есть деятельностные центры, ведь есть постоянная хозяйственная деятельность, и есть постоянная военная организация, и существуют постоянные торговые институты.
В обществе есть идейно-идеологические центры, ведь кто-то должен постоянно создавать и пропагандировать идеологии, обеспечивающие базовую цельность государственного союза людей.
И все эти центры борются между собой за положение, влияние и общественные ресурсы.
Поэтому должен быть некий единый политический центр, который стоит над конкретными видами деятельности и регулирует их с точки зрения интересов всех и каждого.
Вот это и есть политико-правовая надстройка, политическая власть.
С ее формированием заканчивается процесс возникновения государства.
Государство - это комплекс трех социальных подсистем - деятельностной, идеологической и властно-политической или политико-правовой.
Чтобы уничтожить государство, нужно уничтожить не только властную, но еще и военную, и торговую организацию общества.
А для этого необходимо сильно сократить население планеты и вернуть людей из мира людей в мир природы.
Поэтому анархизм - теоретическая ошибка. И политическая глупость.
Или обыкновенное хулиганство.