Родительская забота и школьное образование: как все не перепутать. 12 ошибок родителей.

Oct 07, 2013 17:02




Большинство родителей придают большое значение обучению своих детей, мечтают, что бы из них получились выдающиеся личности.
Это нормально.
Но еще они в меру своего понимания вмешиваются в процесс школьного обучения, с головой уходят в воспитание детей, тратя на это немалые деньги, время и нервы.
А вот это далеко не всегда идет на пользу и ребенку, и внутрисемейным отношениями в целом, и нормальному контакту с детьми.

На самом деле, есть несколько очень важных вопросов:
- Должны ли родители учиться вместе с детьми? Помогать им с выполнением домашних заданий? Проверять выполнение домашних заданий?
- Правильно ли награждать за хорошие оценки?
- Стоит ли давать дополнительные задания, если учитель не очень требователен? Нанимать репетиторов?
- Может и должен ли родитель контролировать ход учебы? Беседовать с преподавателями?
- Имеет ли смысл стимулировать участие ребенка во внешкольных мероприятиях?


Майте Риус после интервью с директором колледжа, членом психологического совета по вопросам развития личности и руководителем подросткового отдела одного из психологических центров описывает 12 наиболее частых ошибок родителей.
Поскольку проблему современной школы универсальны, а образовательная модель у нас вполне западная, имеет смысл почитать и обсудить.

Вот те вещи, которые делать не надо.

1. Выступать в роли учителей.



Многие родители помогают своим детям готовить уроки, разъясняют им учебный материал, исправляют работы.
Психологи, педагоги и преподаватели единодушны во мнении - нельзя одновременно быть родителями и учителями
В том числе потому, что это чуть ли не ежедневно приводит к возникновению конфликтных ситуаций, а учебный процесс превращается в самую настоящую пытку для родителей и детей.

Кроме того, что «если с малолетства дети привыкают к тому, что кто-то их опекает, они становятся зависимыми и вместо того, чтобы проявлять необходимую настойчивость в учебе, расслабляются, занимают выжидательную позицию, в результате чего у них вырабатывается привычка, что кто-то обязательно должен ими руководить».
«Роль родителей заключается в контроле за тем, что работа выполнена, правильно оформлена, что не осталось невыполненных заданий, не касаясь содержания, потому что домашние задания даются ученикам для самостоятельного выполнения».

Однако это не означает, что если ребенок спросит своих родителей о чем-то, чего он не знает или не понимает, они не могут направить его по пути, который поможет ему найти ответ.
В тех же случаях, когда ребята испытывают трудности с учебой, когда им нужны дополнительные занятия, повторное объяснение материала, эксперты советуют прибегнуть к помощи репетитора или педагога-психолога.

Родители должны следить за учебой детей, но при этом подчеркивает, что есть целый ряд дисциплин, преподавание которых относится к компетенции школы, и если родители пытаются это сделать, то тем самым нарушают учебный процесс. Например, «родители не должны обучать своих детей умножению, потому что этим занимается школа. А вот чем действительно должны заниматься родители, так это вместе со своими детьми использовать математические знания в повседневной жизни, особенно при совершении покупок и т.д.»

2. Стремиться сделать из своих детей Эйнштейнов.



Характерной чертой современной семьи является стремление к чрезмерному стимулированию своих детей, начиная с самого раннего возраста, с тем, чтобы они быстро развивали свои способности. Это выливается в чрезмерное количество развивающих игр, в обучение чтению и письму, начиная с четырех лет, в запись в различные кружки для развития их способностей.
Это стремление пораньше накачать детей знаниями отнюдь не способствуя ускоренному обучению и выявлению талантов.
Обычно оно влечет за собой контрпродуктивные последствия, проявляющиеся в отсутствии внимания, неспособности сосредоточиться, гиперактивности…

С другой стороны, это стремление иметь детей-гениев препятствует пониманию родителями реальных способностей своих детей и их проблем.
Зачастую завышенные требования родителей означают слишком высокую планку для конкретного ребенка.
Это может вызвать снижение мотивации, увеличивающееся сопротивление и даже низкую самооценку, которая будет все больше затруднять процесс обучения.

«Некоторым детям в школе тяжело даются иностранные языки, и при этом их еще записывают на внешкольные языковые курсы; другие, у которых проблемы с математикой, после занятий в школе вынуждены отправляться на занятия музыкой и сольфеджио. В итоге, дети страдают от переизбытка знаний, а также от того, что не оправдывают возложенных на них ожиданий».

(Продолжение: 12 ошибок родителей.Часть 2.)

школа, семья, родители, образование, дети

Previous post Next post
Up