Новый этап экономического развития России начинается в 2014 году. Базовые механизмы и этапы.

Sep 29, 2013 22:00




Медведев на инвестфоруме "Сочи-2013" сказал, что новые источники роста нужно искать в негосударственном секторе.
Это вообще распространенная идея - раскрепостим частный бизнес, он сам найдет, куда вложиться и обеспечит экономический рост. Идея хорошая, но не всегда правильная.
Иногда - вообще неправильная.
И вот почему.

Частный бизнес в целом ориентирован не на производство и великие социальные проекты, он ориентирован на прибыль.
Можно сетовать по этому поводу, можно презирать и осуждать дух наживы - ничего не измениться. В старых торговых обществах научились с этим работать и получать из жажды обогащения, которой одержимы некоторые люди, социальную выгоду.

В каждой конкретно стране серьезный частный бизнес ориентирован не на какую-нибудь прибыль, а на ту, которая является средней для данной страны.
До тех пор, пока у бизнесмена есть возможность получать прибыль среднюю или выше средней, он будет стремиться именно к такому уровню прибыли.
И ему совершенно безразлично, каким способом - созданием нового производства, участием в существующих производствах, спекуляциями, выводом денег за рубеж - он может эту прибыль получить.
Только тогда, когда все возможности сделать бизнес с нынешней нормой прибыли закроются, возникнет вероятность того, что предприниматель умерит свои аппетиты и согласиться работать за меньшую прибыль. Да и то только в том случае, если риск будет минимален.

Именно поэтому само по себе раскрепощение бизнеса ни к чему не ведет.
Раскрепощенный бизнес совершенно не обязательно кинется создавать производства в России.
Скорее всего, он либо попытается присоседиться к уже существующим экспортным бизнесам, либо уйдет в спекуляции, либо продолжит активно выводить средства за рубеж и тратить на премиальное потребление - по принципу "если не вкладывать, как приличные люди, то хотя бы сохранить или красиво потратить".
Никакого экономического подъема и роста не получится.

Государство, в лице властей разного уровня, правительства, должно само обеспечить разворот от экономики внешнеторговой экспансии к экономике внутренней торговли.
Преодолевая сопротивление компаний, между прочим, ведь им проще плыть по инерции.

У деятельностной, в данный момент - торгово-экономической - подсистемы социма есть несколько базовых уровней организации.
Первый уровень - уровень целеполагания.
Второй уровень - уровень целеобеспечения, или уровень средств.
Третий уровень - уровень субъектности.
Проще говоря, организовывая или реформируя что-то, следует решить - что мы собираемся делать, какими средствами и кто в результате станет это делать, воспроизводить систему в реальном времени, на постоянной основе.
Что(?), как (?) и кто (?) - вот три базовых вопроса, в ответе на которые происходит структуризация любой, в том числе торгово-экономической (деятельностной) подсистемы.

Сегодня наша деятельностная подсистема структурирована так:
цель - внешнеторговая экспансия;
средства - управление деятельностными единицами (компаниями);
субъект - государство (власти различных уровней).

Можно сколько угодно обвинять Путина в экономическом авторитаризме, в новом огосударствливании экономики, но не он эту систему придумал.
Модель сложилась в 1942-1972 годах, и социум выйти из нее раньше, чем подойдет срок, не может.
Что, собственно, и продемонстрировала перестройка Горбачева и реформы Гайдара.

Либеральная политика в отношении субъектов торгово-экономических отношений, свобода предпринимательства привела к хаосу, деградации экономики и потере многих производств.
Понятно, что было закрыто много неэффективного и неконкурентоспособного. Однако в то же время погибла и некоторая часть вполне адекватных производств.
Если субъект торгово-экономической системы - власти, а средства, благодаря которым эта система нормально функционирует - государственное управление торгово-экономическими единицами, компаниями, то предоставление свободы деятельности экономическим субъектам раньше времени ничем не оправданно. В чем мы, строго говоря, и убедились.

Однако следует помнить, что в целом реформы Гайдара решали не столько экономическую, сколько властно-политическую задачу. Нужно было разделить власть политическую, власть торгово-экономическую и власть идейно-идеологическую.
В этом смысле, они, конечно, состоялись.

Путин в торгово-экономической сфере не столько реакционер, сколько нормализатор.
Он вернул госконтроль, стабилизировал систему и максимально использовал ее внутренний потенциал.
Однако на сегодня эта модель развития исчерпана.
Но, внимание (!), она исчерпана не столько из-за внешнеторговой конъюнктуры, сколько из-за внутренних социальных факторов.

Социум существует не сам для себя, социум - это система отношений людей, позволяющая им обеспечивать свое существование.
Когда в той или иной сфере этой системы потенциал внутреннего развития исчерпывается, то есть когда она перестает вмещать всех заинтересованных членов общества, она подвергается реформе.
Смысл этой реформы - открыть членам социума новые возможности, создать новые социальные позиции.
Сегодняшняя экспортно-ориентированная сырьевая торгово-экономическая система больше не открывает активным людям достаточного количества возможностей требуемого уровня.
Именно поэтому она должна быть, и будет, реформирована.

Еще раз, внимательно!
Существующая сегодня в России торгово-экономическая система могла бы существовать бесконечно долго, колеблясь в зависимости от мировой торговой конъюнктуры, если бы не внутрисоциальные факторы.
Людям нужна перспектива, людям нужны социальные возможности, соответствующие уровню их притязаний.
А это значит, что торгово-экономическая база должна меняться.
Новым поколениям должны быть обеспечены привлекательные торгово-экономические места и роли. Иначе это поколение сломает всю систему.

Не система порочна сама по себе, просто эта система освоена.
И в ней таких мест для новых людей, которые бы их удовлетворили, больше нет.
Их нужно создавать путем реформ.

Понятно, что подобная реформа не предполагает глобального слома сложившейся системы.
Она предполагает использование существующей системы для достраивания, для выращивания новых торгово-экономических объемов, для разрастания и усложнения всей системы.

Структурно реорганизация будет выглядеть так.
В ближайшие 13 лет, с 2014 по 2026 гг, мы будем разбираться с целями.
Место внешних рынков должны занять внутренние, место внешнеторговой конъюнктуры - внутриторговая.
Однако система никогда не преобразовывается вся целиком, меняться будет только уровень целей.
Это значит, что система приобретет такой вид:
цель - внешнеторговая экспансия;
средства - управления торгово-экономическими единицами (компаниями);
субъект - государство (власти различных уровней);
цель - внутренний рынок.

Чрезвычайно важно принять во внимание, что переход экономики на внутреннюю торговлю как актуальную сферу приложения сил будет происходить с сохранением старой системы средств и субъектов. То есть власти должны по-прежнему управлять всей системой и компаниями.
Получается, что механизм реформы - не освобождение частного бизнеса и свобода предпринимательства, а властное перенаправление торгово-экономических единиц на внутренний рынок.
То есть процесс этот будет направляться и управляться властями, федеральными и региональными.
Попытка же активировать экономику через свободу торговли и предпринимательства сама по себе ничего не даст.

Этим обстоятельством мы, кстати, принципиально отличаемся от западных стран.
Когда Англия, Франция, США переживали точно такой же период, их торгово-экономические системы были организованы иначе. Субъектами этих систем не было государство в лице властей различного уровня, субъектами были частные владельцы. Именно поэтому они могли проводить реформы, раскрепощая бизнес.

Итак, на первом этапе государство должно обеспечить переориентацию компаний с внешних на внутренние рынки.
На втором этапе должен измениться способ внутренней организации системы.
На уровне средств все просто - либо вы управляете торгово-экономическими единицами, либо вы управляете ресурсами, оставляя компании в покое. Частично это связано еще и с тем, что компаний становится слишком много, и унифицировать управление становится затруднительно.
Вот на этом организационном уровне и должно происходить освобождение компаний от жесткого государственного контроля.
В России это должно происходить в 2023-2035 гг.
Система будет выглядеть так:
цель - внешнеторговая экспансия;
средства - управления торгово-экономическими единицами (компаниями);
субъект - государство (власти различных уровней);
цель - внутренний рынок;
средства - управление ресурсами деятельности.

Ну и, наконец, на третьем этапе, в 2032-3044 гг. система оформится окончательно;
цель - внешнеторговая экспансия;
средства - управления торгово-экономическими единицами (компаниями);
субъект - государство (власти различных уровней);
цель - внутренний рынок;
средства - управление ресурсами деятельности;
субъект - частные владельцы.

Тут нас и ожидает окончательное воцарение частной собственности в России!
Не знаю, понравится ли нам это, или нет.
Скорее всего, этот процесс будет сопровождаться довольно серьезным социальным напряжением, ведь собственниками, а значит, субъектами новой торгово-экономической системы, станут не все.

Для наглядности процесс торгово-экономической реорганизации можно сравнить с заканчивающимся циклом властно-политической реорганизации.
1. 1987-1999 - реорганизация целей, переход от федерального моноцентризма к полицентризму:
цель - моноцентризм в отношениях центральных властей;
средства - децентрализм в отношениях центральной и региональной властей;
субъект - выборный правитель;
новая цель - полицентризм в отношениях центральных властей.

2. 1996-2008 - реорганизация властных средств, замена децентрализма централизмом, сосредоточение политики на уровне федерального центра:
цель - моноцентризм в отношениях центральных властей;
средства - децентрализм в отношениях центральной и региональной властей;
субъект - выборный правитель;
новая цель - полицентризм в отношениях центральных властей;
средства - централизм.

3. 2005-2017 - реорганизация субъектных отношений, переход власти от выборного правителя к выборной элите, то есть различным группам элиты:
цель - моноцентризм в отношениях центральных властей;
средства - децентрализм в отношениях центральной и региональной властей;
субъект - выборный правитель;
новая цель - полицентризм в отношениях центральных властей;
средства - централизм;
субъект - выборная элита.

Настраивайтесь на длительный период торгово-экономических реформ, друзья. Он неизбежен - с Путиным, или без.
Но с точки зрения теории получается, что независимо от того, кто будет находится у власти, сама власть еще долго не сможет устраниться от управления нашей торгово-экономической системой и уповать на свободное предпринимательство и частную инициативу.
Если же кто-то попробует, боюсь, наступить очередной период хаоса.

Начало: Перспективы экономического развития России. Новый этап начнется в 2014 году.

политика, 2014, кризис, модель, стагнация, власть, государство, экономика, Сочи-2014, Медведев, реформы, тупик, торгово-экономические модели, циклы

Previous post Next post
Up