Слово патриарха Кирилла о власти, протестах, справедливом обществе и приходских общинах.

Jan 09, 2012 03:10


Интервью патриарха Кирилла телеканалу «Россия-1» (http://www.kp.ru/daily/25814.3/2793185/) - это уже не новость. Все более-менее ознакомились.
Кто-то в революционной интерпретации, кто-то  - в умеренной, кто-то - в консервативной.
Патриарх сказал очень много. Несмотря на то, что интервью было не таким уж большим.

И про отношения власти и общества. Правильно сказал.

- У каждого человека в свободном обществе должно быть право выражать свое мнение, в том числе и несогласие с действиями власти. Если люди такого права лишаются, то это воспринимается как ограничение свободы. Это очень болезненно.
- …сейчас есть такое право. И, конечно, этим правом люди пользуются. И если люди чувствуют наличие несправедливости, какого-то обмана, манипуляций и таким образом выражают свое мнение, то в этом самом выражении нет ничего такого, что сотрясает основы.
- …правда заключается в том, что ложь должна уходить из нашей жизни. Из политической, из экономической, из социальной. …Вот церковь призывает к тому, чтобы на каждом уровне была правда. На уровне личности, семьи, трудового коллектива. На уровне политических партий. На уровне экономических корпораций. На уровне правительства. На уровне тех, кто возглавляет страну. Правда должна быть.
- …если что-то происходит, у общества должно  быть право высказать свое недовольство.

Тут ничего не добавить, наверное.

И про исторический опыт, далекий и близкий. Который освободительно озабоченные люди не очень хотят, не считают нужным  вспоминать.

- …должна быть мудрость определенная. Вот если бы демонстрации, предшествовавшие революции 1917 года, закончились выражением мирных протестов и за ними не последовала бы кровавая революция и братоубийственная война, то сегодня Россия имела бы больше 300 млн. населения и либо была такой, как Соединенные Штаты, по уровню экономического развития, либо даже превысила эту страну. Мы не сумели. Мы не сумели тогда сохранить балансы и сохранить мудрость. Мы разрушили свою страну.
- …справедливые протесты людей очень ловко используются теми политическими силами, которые стремятся к власти. А радикальная смена власти - это всегда смена элит.
- …Помните замечательные призывы наших демократов в конце советской эпохи: нужно разрушить номенклатуру; нужно отказаться от всех тех людей, которые ездят на черных «Волгах». …Шторки снять. …Ведь под этот лозунг тысячи выходили. Что произошло? Взяли власть и с черных «Волг» переселил на черные «Мерседесы». …И поставили мигалки. И разделили ресурсы страны.
- …задача заключается в том, чтобы протесты, правильным образом выраженные, приводили к коррекции политического курса. Вот это самое главное. Если власть остается нечувствительной к выражению протестов, это очень плохой признак. Признак неспособности власти к самонастройке. Власть должна настраиваться, в том числе и воспринимая сигналы извне.
- …Нужно иметь выражать свое несогласие, не нужно поддаваться на провокации и разрушать страну. Мы полностью исчерпали лимит разделений. У нас нету права больше на разделение. И власть должна через диалог и слушание общества корректировать курс.

Я о том, что политические и социальные реформы - это одно, а смена социальной и политической элиты, которое есть революция - это другое, все время пишу. И о том, что это,  другое, гораздо опаснее для нас, чем сохранение власти В.В. Путина.

И даже высказал довольно спорную идею в аспекте извечного российского дискурса: царь хороший, бояре плохие.

- У нас что, с президентом народ общается, с министрами? У нас общаются с милиционерами, с управляющими компаниями ЖКХ. Те же самые ЖЭКи и ДЕЗы. У нас, к счастью, свободная экономика, кажется, более или менее решила проблему продавщиц. Но ведь опять у нас простого человека кошмарит вот этот уровень власти.
- Вот если мы с этим кошмаром справимся на бытовом уровне, на уровне местных властей в первую очередь и, конечно, на уровне коррупции на более высоком уровне, ну тогда будет снята тема отношений человека и власти.

Но я бы отметил кое-что еще. Кое-какие важные замечания программного характера.

Во-первых, о социальных целях и идеалах российского человека.

- И вот здесь я бы хотел сказать о том, что является для России всегда самым, пожалуй, важным. Это чувство справедливости.
- …у каждой великой страны есть некий лозунг, с которым она могла бы обратиться к миру, а иногда и обращается к миру. Ну, например, лозунг Америки - демократия. И во имя этой демократии мы знаем, что происходит во всем мире. А какой бы мог быть лозунг России? Только один - мир и справедливость.
- От наших религиозных и культурных корней происходит это обостренное чувство справедливости. И каждый правитель должен это иметь в виду. Политическая программа партии, если эта партия имеет власть, должна это иметь в виду. Но что самое главное - практическая политика должна быть направлена на это.

Это очень опасное предложение. Патриарх, с одной стороны пытаясь сдержать революцию, с другой стороны поджигает фитилек. Потому что нет более революционной идеи, чем идея справедливости и построения справедливого общества. И не только из-за того, что понимание справедливости всегда очень субъективно. Само стремлении к справедливости предельно разрушительно.

Потому что справедливость - это такая мечта. Прекрасная и недостижимая.
А жизнь и общество несправедливы по определению. И задача человека - жить с этим, и, по мере сил, бороться с этим на личном уровне, в соответствии со своим представлением о справедливости.

А задача общества - не задача строить утопию,  небывалое общество. Мы уже строили его однажды. И французы строили. И англичане. И американцы. И даже японцы и китайцы. Каждая страна в определенный период своей истории увлекается идеей построить справедливое общество. И Россия в этом не уникальна.
Задача общества, властей, политиков и политических партий вырабатывать не универсальное представление о справедливости, а компромиссные законы и правила общежития. И создавать условия для того, чтобы каждый человек мог строить свою судьбу согласно своим представлениям о правильной и счастливой жизни.

Во-вторых, патриарх сказал о том, что может лежать в основе российского общества.

- …накануне революции церковь и государство задумались о том, что нужно как-то реформировать общественную жизнь, то тогдашний премьер-министр Витте, человек либеральных взглядов, как известно, предложил митрополиту Антонию Вадковскому, который был тогда Петербургским митрополитом и первенствующим членом Священного Синода, подумать о том, как можно использовать систему православных приходов для реформирования России. И написали, начали писать прекрасный устав церковный.
- ...проект вот такого реформирования общественной жизни… …предполагал, что не политические партии, не протестные группы, а приходы становятся очагами общественной и социальной активности в обществе. Для того, чтобы эта активность служила на благо людям и на благо Отечеству. Думаю, что если бы эти планы реализовались, никакой революции в 1917 году бы не произошло. Дай Бог нам сегодня всем вместе реализовать эти планы, и тогда мы будем застрахованы от революций.

Вот такой рецепт. Пойдем по пути клерикализации общественной жизни, и будет нам счастье. У мусульман - свое. У православных - свое. У буддистов - свое. Какие там еще религиозные общины будут позволены?
И у атеистов, видимо, свое? Или мы их лишим участия в общественной жизни?
Власти, и лично В.В. Путин, к церкви, кажется, прислушиваются.
И что теперь, власть возьмется это делать? Так я первый буду за революцию.

власть, элита, 1917, церковь, привилегии, царь, приход, революция, патриарх Кирилл, эволюция, бояре, Путин, общество

Previous post Next post
Up