Военные, торговцы и хозяйственники - почему они все не дружат?

Jun 22, 2013 13:00




Если вы внимательно посмотрите на историю государств, то вы увидите именно эту нелюбовь, взаимное презрение, даже социальную вражду.
Военные считают гражданских шпаками, с высока смотрят на торговцев и торговлю, торговцы смеются над вояками, часто ненавидят их, и обе социальных группы откровенно презирают хозяйственников, производителей материальных благ.
Объяснение, когда его знаешь, кажется довольно простым.
Есть определенные уклады социальной жизни, нравы, идеи, мировоззренческие парадигмы. Базовых - три.
Все они производны от доминирующего в социуме вида деятельности.
Есть общества хозяйственные, общества военные и общества торговые.

Общества хозяйственные - это родоплеменные общины догосударственного периода. Ни одно государство не может существовать как чисто хозяйственная организация.
В этом смысле в СССР был поставлен величайший эксперимент, когда пытались построить чисто хозяйственное государство, государство производства и производящих классов.
Но в действительности сначала построили государство военных и экономику, обслуживающую войну и военную экспансию во имя мировой революции.
А затем перестроили все под торговлю и внешнеторговую экспансию.
Идея пролетарской мировой революции, поддержанной и закрепленной штыками РККА, сменилась идеей мирного сосуществования и борьбы за расширение мирового социалистического лагеря, то есть планом борьбы за свою, параллельную Западной, мировую торговую систему.
Хозяйственная утопия не реализовалась потому, что это невозможно. Государство может быть только военно-торговым образованием.

Именно поэтому, мир первобытных племен, которые существую даже сегодня, и мир современного государственного человека, несовместимы.
Парадигма догосударственных народов, первобытных племен, служит погружению в хозяйственное взаимодействие с природой и так или иначе выражает зависимость человека от природных сил.
Первобытным людям малопонятны наши военно-торговые государства и цивилизованные отношения, непонятны принципы отношений между людьми.
Первобытные люди не встраиваются в государственный социум, а живут на его территории, и в рамках его юрисдикции, по своим законам, в своем мире.
Государство - деятельностная организация военных и торговцев.



Есть идеальное представление о мировоззренческой парадигме военных. Доблесть, честь, бытовой пофигизм, готовность умереть за Родину и народ, самоотверженность и достоинство.
Понятно, что это - идеал, за которым скрывается историческая жестокость военного класса, жадность, военные стяжательство, нетерпимость, непримиримость, пренебрежение человеческой жизнью, неуважение к трудящимся со стороны господствующих вояк, отказ признавать права простых людей, дополняющийся желанием их закрепостить, заставить работать на себя, свою силу и свою военную машину. Косность мышления, простота мировосприятия, препятствие прогрессу, тупость, подозрительность до параной, недоверие к окружающему миру и другим государствам - это тоже военная парадигма. С одной стороны - образ воина-защитника и освободителя для своих, с другой стороны - образ грабителя, поработитель, убийца, насильник - для чужих.
Если не сосредотачиваться исключительно на позитивных и негативных сторона, то можно сказать, что военное мышление - это бескомпромиссность, негибкость, уважение только силы, презрение к производящему труду, разделение мира на своих и чужих, склонность к простому силовому решению любых проблем, консерватизм, традиционализм, отрицание необходимости изменений вообще.
Именно поэтому военные общества консервативны и в них не возможен научно-технический прогресс на собственной основе. Римляне за многие века своей военной истории, например, не придумали стремян для своих конных воинов. Это ли не показатель.
Военные делят мир на своих и чужих, но большинство из них не в состоянии в конечном итоге свое отношение к чужим переносят и на своей отношение к своим. Именно поэтому военные общества начинаются как общества свободных общинников, но постепенно превращаются в общества господ и рабов, или господ и крепостных. В то время как политическая организация вырождается в деспотию.



Есть парадигма торговцев. Отношения людей - обмен. Если у человека есть что-то ценное, особенно уникальное - он достоин уважения. Люди любят себя, любят других, готовы обмениваться трудом, товарами, услугами. Любой человек ценен, потому что у него всегда что-то есть - либо искусство, либо просто рабочая сила, либо имущество, либо накопленные богатства. Чужое нельзя отнять, потому что тогда кто-нибудь другой будет иметь право отнять твое. Разделение на своих и чужих более сглажено. Чужие могут быть бизнес-партнерами, ничуть не менее ценными, чем свои. Другие государства воспринимаются не как силовые агрегаты, стоящие на пути овладения богатствами и новыми территориями, а как сосед с определенными возможностями взаимовыгодного обмена.
Конечно, это совсем не благостное общество. Торговля - это не обязательно равноценный обмен, это еще и обман, и жадность, и имущественное стяжательство. Особенно тогда, когда государство еще не преодолело в себе военную парадигму. Однако по сравнению с военным мышлением это все-равно более человечный взгляд на мир и на других людей.
Именно торговцы и торговое общество стимулируют технический прогресс, именно торговые государств привели мир в эпоху научно-технической революции.
Именно в торговых обществах человечество возвращается от тирании к свободе, политической конкуренции и выборной власти.

Военные и торговцы противостоят друг другу исторически. Это совершенно разный принцип выстраивания отношений с окружающим миром. Отобрать или отменять, забрать силой или выровнять взаимные потенциалы путем сравнения товаров и услуг - есть разница, правда?
Но надо заметить, что саму основу государственности, надо полагать, заложили военные. не было бы войны как профессионального, постоянного занятия, мы до сих пор оставались бы первобытными дикарями-общинниками, растворенными в Природе.

Россияне частью своего мировоззрения до сих пор задержались в военной парадигме.
Мы помним о чести, совести, доблести, забывая, что эти качества всегда сопровождаются одновременной жестокостью, насилием, презрением к людям и их труду.
Военная парадигма и ее защитники подсказывают - здесь честь, а там - продажность, здесь доблесть - а там выгода. Здесь ориентация на служение, а там - на личную выгоду.
Только все это неправда. И военное общество живет вовсе не честью и правдой, а преимущественно жестокостью и военным грабежом.
И торговое общество вовсе не построено на одной только жажде наживы и обмане, но несет мир, взаимное уважение и технический прогресс.

Сложность вычленения чисто военных и чисто торговых обществ заключается в нескольких моментах.
Во-первых, в государстве в течение длительного исторического времени всегда идет чередование двух видов деятельности.
Бывают общества чисто военные, и тогда нацеленность на военную экспансию, территориальные захваты или уничтожение окружающих государств, через равные промежутки сменяется нацеленностью на военную защиту своего и захваченного. Военные государства - это варварские королевства раннего средневековья. Но это и Русь после монголо-татарского нашествия.
Бывают общества чисто торговые. Древность таких обществ не знает, потому что там не изобрели внутриторговое общество. Торговля как доминирующий вид социальной деятельности в Древности - это всегда внешняя торговля. На внутренней торговле зарабатывать серьезные капиталы древние просто не умели.
Поэтому чисто торговые общества возникают только в Новом времени. Сначала это Голландия, затем Великобритания, США, наконец - Франция. В чисто торговых обществах через равные промежутки устанавливается то домината внешней, экспортной торговли, то преобладание внутренней.
Европа между Ранним средневековьем и Новым временем - это период военно-торговых экспансионистских государств. В то время как Россия впала в военную дикость, на Западе строились города, развивалось производство, ремесла, зарождалось товарное производство, укреплялись внешнеторговые связи. Возникал гуманизм, человеколюбие, уважение к человеку и т.д.
Проблема была в том, что торговцы долгое время сосуществовали с военными и боролись с ними. Равно и торговое мировоззрение боролось с военным. Именно отсюда очень острая социальная и политическая борьба в Европе того времени.
Так или иначе, но в рамках военно-торговой государственности Европа накопила богатств больше, чем Россия в рамках чисто военного общества того же времени.
Европа наращивала богатство, материальную культуру и благосостояние граждан, Россия прирастала территориями и врагами.

У Европы - прямой путь от чисто военного общества к чисто торговому через военно-торговый период.
У России - сложный путь от военно-торговой Киевской Руси, страны городов, приблизительно равной по развитию Европе Классического средневековья через чисто военное общество, с соответствующим упрощением социальной жизни, к чисто торговому обществу.
И именно поэтому в России, где 600 лет доминировали военные, презиравшие крестьян и ремесленников и ненавидевшие торговцев, торговая парадигма, торговые представления о человеческих отношениях, о социальном взаимодействии, о ценности человеческой жизни приживаются с трудом.
Освоение людей в чисто торговом обществе - вот главная проблема России сегодня.

цивилизация, социум, НТР, парадигма, Запад, прогресс, мировоззрение, история России, военные, хозяйственники, Россия, Европа, история, государство, Русь, торговцы, общество

Previous post Next post
Up