О чем политик Алексей Навальный сообщил нам посредством писателя Бориса Акунина?

Jan 04, 2012 20:34


Алексей Навальный дал  интервью Борису Акунину:
borisakunin.livejournal.com/49763.html#cutid1

Вообще-то это интервью, на мой взгляд, имеет некоторый душок.
При всей моей любви к Б. Акунину как писателю. И одобрительному вниманию к его гражданской позиции и политической активности.
Понимаете, когда два человека из одной тусовки, в данном случае даже не из митинговой вообще, а из организаторской, так обставляются, - это ничуть не краше постановочных действий наших правителей.
Я бы на месте Б. Акунина так не делал, конечно. Пахнет, пахнет скверно…

Фактически, это такая тронная речь А. Навального из заслуживающего общественного доверия источника. Ее основные тезисы:
- Навальный - не националист;
- Навальный - за национальное русское государство, как в Европе;
- Навальный против империализма, но за сохранение доминирования России на пространстве бывшего СССР;
- Навальный - антифашист и противник мифа о Сталине;
- Навальный - верующий, православный, признающий особую роль православия и РПЦ в России, которая является светским государством.

Предупреждаю сразу, чтобы не было недопонимания.
Навальный мне не нравится. Не нравятся его взгляды, его манеры, его стилистика, его связи. Я ему не доверяю. Хотя считаю, что его гражданская деятельность нужна и важна. РосПил - полезный обществу проект. Заслуживающий поддержки и уважения.
При всем своем сомнении в А. Навальном как политическом лидере, я стараюсь быть объективным. Пытаюсь смотреть не на то, что является, а на то, что есть суть. И стараюсь не выносить окончательного суждения до тех пор, пока не проясню ситуацию окончательно. Поэтому данный разговор важен.
Взгляды у А. Навального двойственные и гибкие. В большевистскую эпоху такой подход называли диалектическим.
Против этнического национализма, но за национальное русское государство.
Государство - светское, но в нем - особая роль РПЦ.
Империализм - очень плохо, но восстановление позиций государства на бывшем имперском пространстве - хорошо.
Антисталинист, но против государственной политики борьбы со сталинизмом.
Такая двойственность хороша тем, что на ее основе возможна любая политическая позиция. И никто не сможет сказать, что господин А. Навальный изменил своим принципам.

Важная тема - о национализме и постоянно упоминающейся русскости. Русская нация, русское национальное государство и т.п.
От этнического национализма Навальный сразу открестился:
- Людей второго сорта не бывает.… Ни о каком ограничении прав граждан по этническому принципу речи идти не может в принципе.
- Источник власти в национальном государстве - нация, граждане страны, а не сословная элита.
- Государство нам нужно для обеспечения комфортного и достойного проживания граждан этого государства, защиты их интересов индивидуальных и коллективных.

В принципе, это возможно. Сейчас у нас принято различать нацию как этнос и нацию как гражданское общество. Слово нация - заемное, поэтому его смысл не вполне очевиден. Что-то подобное у нас произошло со словом народ. Когда говорят «народ», имеют в виду не этническую общность, а некую общность людей, противопоставленных властям и/или элите. В то же время есть и другая трактовка термина народ - этническая.
Проблема в том, что если понятие «нация» необходимо для обозначения общества граждан, то тогда лучше так и говорить - «гражданское общество». А понятие «нация» лучше оставить для обозначения этнической общности. В противном случае получается какая-то чепуха.

Вот смотрите. Что такое русская нация - если это не этнос. Это - русское гражданское общество. Словосочетание нелепое. Потому что гражданское общество в Российской федерации - это российское гражданское общество. И вообще, этнический определитель тут ни к чему. А слово русский имеет однозначно этнический смысл. Этнический указатель с понятием гражданское общество в принципе не совмещается.
Или возьмем словосочетание «национальное русское государство». Слово «русский» указывает однозначно на этничность. «Национальное» - эту этничность подчеркивает. Зачем нам два раза указывать на этничность, если мы хотим сказать о государстве, образованном по гражданскому признаку. Просто потому, что наше русское ухо такое название греет? А чеченское, татарское или башкирское ухо такие словосочетания тоже греют? Или мы считаем, что они какие-то совсем другие люди. Нас собственная этничность и ее подчеркивание греют, а их согревает возможность с нами это разделить?

Навальный как-то заявлял, что он национальный демократ. Зачем он «национальный», если «нация» для него - это народ, а народ - это гражданское общество? И что тогда такое - демократ? Зачем говорить: я - народный народник, или демократический демократ?

Конечно, можно подумать, что это все игра в слова, путаница. Или такая злонамеренная интерпретация понятий с моей стороны. В то время как Навальный - не теоретик, он человек практический, конкретный, в дебри не лезет, а говорит так, как сейчас говорят все.

Может быть. Но я склонен считать, что политик не может себе позволить неопределенность и спутанность сознания. А тут все-таки есть некоторое смысловое соответствие между подлинными взглядами Навального и понятиями, в которых он осмысливает действительность. О чем свидетельствуют, в частности,  его связи с националистическими активистами.

Не получилось бы так, что сейчас, когда движение протеста развивается в рамках либерально-демократического тренда, Навальный акцентирует внимание на одних смысловых оттенках понятия «нация», а потом, в связи с изменившейся политической ситуацией, он обратится к другой стороне этого понятия.

В общем, нам нужна очистка языка.
И нам нужна очистка политических программ от всяких несуразностей, типа - национальное государство - это, то, которое не империя, а гражданская демократия.

И нужно на Алексея Навального посмотреть еще.
Пока не очень понятно, как он все это видит. Верить хочется, но…


РПЦ, национализм, Навальный, сталинизм, национальность, Акунин, государство, нация, православие, фашизм, гражданское общество, народ

Previous post Next post
Up