В разных полушариях головного мозга одни и те же функции, как я понимаю, связаны друг с другом по-разному.
Не забывайте, кстати, что левое полушарие (л) отвечает за работу правой половины тела, а правое полушарие (п) - за работу левой.
Отношения функций разных полушарий, предположительно, определяются несколькими правилами:
1. Связь между полушариями осуществляется через одну и ту же функцию.
Это означает, что, например, левополушарная интуиция связана с правополушарной интуицией, но не с правополушарной мыслительной или эмоциональной функцией.
л
- п
, а не л
- п
2. Связь есть между функциями одной психологической установки. Экстравертные связаны с экстравертными, а интровертные - с интровертными.
л
- п
, а не л
- п
3. Возможно, это происходит из-за того, что все виды функции одного типа работают с информацией этого типа.
В мыслительных (логических, или тактильно-двигательных) функциях, которых четыре (л
, л
, п
, п
), бродит мыслительная (тактильно-двигательная) информация.
В эмоциональных (этических, аудиальных) - эмоциональная (аудиальная) (л
, л
, п
, п
).
В интуитивных (обонятельных, рече-понятийных) функциях происходит обмен интуитивной (обонятельной, рече-понятийной) информацией
(л
, п
, л
, п
).
Ощущающая (сенсорная, вкусовая и визуальная) функция обеспечивает переработку разных видов вкусовой и визуальной информации (л
, л
, п
, п
).
То есть в рамках типа функции может быть обмен не только энергией, но и собственно информацией. Впрочем, с этим нужно разбираться специально.
4. Внутри одного полушария экстравертная функция связана с двумя другими функциями иной рациональности/иррациональности. И, иногда, с аналогичной функцией другой вертности.
Например, левополушарная мыслительная экстравертная функция л
будет обязательно определенным образом связана с левополушарной ощущающей экстравертной л
и левополушарной интуитивной экстравертной л
. Однако связь ее с интровертной мыслительной функцией л
будет развита далеко не всегда, только в рамках соответствующего психотипа.
В целом связь функция в каждом полушарии одинаковая и между экстравертными, и между интровертными функциями.
Левое полушарие, начиная с интуиции: л
, л
(интуиция; зоны обработки обонятельной и рече-понятийной информации) - л
, л
(эмоции; аудиальная зона) - л
, л
(ощущение; визуальная и вкусовая зоны) - л
, л
(мышление; тактильно-двигательные зоны) и далее по кругу.
Правое полушарие, начиная с интуиции: п
, п
(интуиция; зоны обработки обонятельной и рече-понятийной информации) - п
, п
(мышление; тактильно-двигательные зоны) - п
, п
(ощущение; визуальная и вкусовая зоны) - п
, п
(эмоции; аудиальная зона).
Если присмотреться внимательнее, можно увидеть в это ни что иное, как кольца социального заказа Аугустинавичюте. Каждое такое кольцо человек несет в своей голове. А вот насколько ему нужны в реальной жизни участники его "кольца социального прогресса", какая у них действительно роль, чем они могут помочь, а чем помешать правильной работе психики отдельного человека - вопрос специальный. И тут явно все совсем не так, как этому учила основательница соционики.
Если разобрать по парам, то мы видим следующее.
1. Функция интуиции.
Левополушарная интуиция активирует эмоции. Левополушарные обонятельная и рече-понятийная зоны стимулирует аудиальную зону и соответствующую деятельность.
Человек чувствует запах или понятия речи и начинает прислушиваться и издавать звуки, имеющие эмоциональный смысл.
Правополушарная интуиция активирует мышление. Правополушарная обонятельная и рече-понятийная зона стимулирует тактильно-двигательную реакцию.
Человек в ответ на запах или слова (как понятия, а не как звуки) начинает двигаться и что-то делать, манипулировать телом и предметами.
2. Функция ощущения.
Левополушарное ощущение активирует мышление. Левополушарная вкусовая или визуальная информация вызывает тактильно-двигательное реагирование.
Человек видит и что-то делает, с собой или с предметами. Бежит, разбирает прибор, расчленяет, анализирует.
Правополушарное ощущение активирует эмоции. Правополушарная вкусовая или визуальная информация вызывают аудиальный эффект.
Человек пробует или видит и производит эмоционально окрашенные звуки. Или же начинает прислушиваться.
3. Функция мышления.
Левополушарное мышление активирует интуицию. Левополушарная тактильно-двигательная зона связана с обонятельной и рече-понятийной.
Человек делает что-то с предметами и оформляет это в слова-понятия. Если вы помните, левое полушарие отвечает за правую сторону тела. То есть понятийная речь производна от манипуляций правой рукой!
Правополушарное мышление активирует ощущение. Правополушарная тактильно-двигательная информация стимулирует вкусовую или визуальную реакцию.
Видимо, не даром культурный человек должен держать вилку с едой в левой руке. Так лучше понимаешь, что ешь!))) В то же время простой человек ест что-то неопределенное ложкой, а в левой руке держит хлеб. Который, как известно, для простого люда "всему голова"!)))
4. Функция эмоций.
Левополушарные эмоции активируют ощущение. Левополушарная аудиальная информация возбуждает вкус и зрение.
Человек, слыша и производя эмоциональные звуки, присматривается, например, к опасности или принимает пищу.
Правополушарное эмоции активируют интуицию. Правополушарная аудиальная зона включает обонятельные и рече-понятийные центры.
Правое полушарие в ответ на звуки начинает принюхиваться и называть предметы своими именами!)))
Итак, левое полушарие:
чувствует запах или осознает речевое значение (л
, л
) - прислушивается к эмоционально значимым звукам и издает собственные эмоционально окрашенные звуки (л
, л
) - пускает слюни, с удовольствием ест и/или внимательно смотрит по сторонам (л
, л
) - начинает что-то делать, манипулировать собой и внешними предметами (л
, л
) - принюхивается и констатирует факты в рече-понятийном акте (л
, л
), начиная новый круг.
Правое полушарие:
чувствует запах или осознает речевое значение (п
, п
) - начинает двигаться, манипулировать предметами (п
, п
) - внимательно наблюдет за происходящим и/или настраивается поесть (п
, п
) - издает довольные или недовольные звуки, в том числе для того, чтобы оценить собственный эмоциональный статус (п
, п
) - нюхает воздух и говорит и с удовольствием (или неудовольствием) констатирует значение происходящего при помощи понятий (п
, п
) - это служит началом нового круга действий и т.д.
В рамках психотипа все это происходит последовательно и мгновенно, вплоть до того момента, как психотипическая архитектура не направит психические процессы по генеральному пути.
Это мы разберем в следующий раз.
Психотипология/соционика. Модель Савельева. Ч.11. Правополушарные и левополушарные функции. Психотипология/соционика. Модель Савельева. Ч.13. Схема психотипа из 16-ти функций. Доска сомнений и ненависти к психотипологии/соционике (гадости писать здесь, я не буду скрывать или удалять эти комментарии).
Ссылки на другие посты по психотипологии/соционике.