,
3. Адаптивная функция, МНС.
Отличается консервативность и вязкостью.
Раз принятая и усвоенная по этой функции информация признается наиболее существенной и достаточной.
Человек нуждается в "уравновешенном постоянстве" данного элемента.
Новая информация, вступающая в противоречие с привычной, воспринимается с трудом.
При этом обязательно нужна опора на авторитеты, их согласие и напутствие.
Отсюда вытекает проблема отношений с людьми, у которых аналогичный элемент ИМ (психологическая функция) является первым, акцептным.
Эти люди открыты к новой информации и наслаждаются новыми поворотами. Человеку, который имеет этот элемент ИМ в качестве адаптивной функции, такое отношение внушает опаску и недоверие.
Именно отсюда - конфликтность всех взаимодействий между людьми, связанных с этой функцией.
Аугустинавичюте еще называет её местом наименьшего сопротивления (МНС) в психике типа.
Именно в адаптивной функции, по ее мнению, находится источник всех конфликтов между людьми, обид и непонимания.
Причем проблемы по этой функции решаются по-разному, в зависимости от того, есть рядом человек с дополняющей психикой, или нет.
Если такого нет, то возможно чувство дезадаптации, конфликты и прочее. В этом случае "…любая критика со стороны, любой намек, двусмысленность, даже лишь подразумеваемые, приводят в недоумение, выводят из равновесия, травмируют, ведут к акцентуациям характера и психическим заболеваниям.
Если человек с дополняющим психотипом есть, то:
- во-первых, контроль над ней передается другому человеку.
- во-вторых, она становится основой творческих исканий.
При этом адаптивная функция продолжает вызывать наибольшие сомнения и переживания.
Для реализации этой функции нужна воля.
В данном случае, с точки зрения Аугустинавичюте, воля есть "умение (и возможность) отключаться от различных постоянно действующих непосредственных возбудителей, в том числе мнений, предложений, уговоров, которые наталкивают на потребность принятия новых решений... Это можно назвать и иммунитетом на определенные сигналы внешнего мира".
Для реализации акцептной и продуктивной функции такая воля не нужна.
Как вы помните, в описании первой функции о попытках воздействия других людей говорилось иначе. Тогда речь шла о том, что человек не поддается, но спокойно воспринимает другие взгляды, другое понимание, может спорить и т.д.
В случае работы третьей, акцептной функции, говорится о том, что человек должен иметь силы отключиться, то есть не обращать внимания.
Если же спор неизбежен, в области третьей функции случаются большие личностные и общенческие проблемы.
На отношения людей Аугустинавичюте обращает внимания не меньше, чем на сам психотип. Это следует помнить.
Для нее один психотип (не человек, а психотип, человек как представитель психологического типа, комплекс психический функций) всегда недостаточен и неполноценен.
Он нуждается как минимум в паре, как максимум - в единении со всеми 16-ю психотипами.
Не зря она назвала свою науку соционикой. Человек - часть Социона, интегрального разума, полноценной единицы интеллекта, которая состоит изо всех 16-ти типов.
Один человек с этой точки зрения решительно недостаточен.
Даже хуже. Он еще и психологически неуравновешен.
Юнг считал, что человек внутри себя компенсирован, что сознательные функции сбалансированы бессознательными, интровертные - экстравертными и т.д.
У Аугустинавичюте несовершенство, ограниченность мировосприятия типа возмещается его человеческим окружением - на работе, дома, в жизни.
Или не возмещается.
И тогда человек страдает, иногда болеет. Но даже если не болеет - мучается все равно.
Об этом мы будем говорить позже. Сейчас хочу только обратить ваше внимание, что именно поэтому Аугустинавичюте в описание каждой функции включает характеристики социального поведения человека: стыдится, хвастает, противостоит, не уступает, спорит и т.д.
Если рядом с человеком нет дополняющего, то адаптивная функция чужое воздействие на нее воспринимает как удар.
Человек чувствует себя беспомощным, не понимает сути упреков, не знает, как реагировать. Удар возводится в степень, то есть сильно преувеличивается.
Надо сказать, что Аугустинавичюте об этом возведении в степень говорит поразительно - как о самом простом и единственно доступным образе действия.
Что простого в такой реакции, почему она оказывается единственно возможной - совершенно непонятно.
Почему, например, человеку проще преувеличить степень непонимания, чем игнорировать его?
Я могу предположить только, что Аугустинавичюте описывает собственный опыт.
Это - одна из очень серьезных методологических проблем соционики Аугустинавичюте.
Поскольку она не опирается на сколько-нибудь существенную экспериментальную базу, постольку очень многие ее положения - это, как мне кажется, спекуляции на тему собственного личного опыта.
Схема такая: мне нужно понять, как работает функция - я прикидываю на себе и формулирую вариант описания - затем ищу подтверждения этого варианта в наблюдении за другими людьми - если нахожу несколько случаев, которые сопоставимы с интересующим меня вариантом - бинго! Решение найдено.
Сразу скажу, что методологические пуристы, которые полностью отвергнут такой способ, окажутся, с моей точки зрения, не очень правы.
Тут все зависит от исследователя, от степени его критичности к информации. Некоторые уникальные люди обладают такой интуицией и таким чутьем, что этот способ познания вполне может работать.
Однако в любом случае подобные открытия должны проверяться и перепроверяться.
Беда соционики в том, что она систематичной, строго организованной проверки своих положений так и не прошла.
В то время как Аушра Аугустинавичюте, ведомая своей сильно развитой интуицией, очень многое поняла.
Но очень много и навыдумывала.
В частности, положение об адаптивной функции является очень спорным. Мне кажется - надуманным.
Тем не менее, Аугустинавичюте предложила понимать эту функцию именно так.
Несогласие с другими людьми по адаптационной функции воспринимается как удар.
Оно возводится в степень.
Такое возведение есть не что иное, как бессознательный крик о помощи.
Причем, внимание!
Дополняющий тип "обязательно откликается и спешит на выручку".
Аугустинавичюте приводит некие усредненные формулы зова о помощи, вот они.
Экстравертные функции:
- логика (мышление)
(Есенин
, Дюма
)
«Я не только не знаю, что и как делать, но не могу и не хочу знать»;
- этика (чувство)
(Бальзак
, Габен
)
«A у меня вообще нет и не было никаких эмоций. Эмоции других мне тем более не нужны»;
- сенсорика (ощущение)
(Робеспьер
, Достоевский
)
«Я не только не красив и не элегантен, но мне это и не нужно. Не имею жизненных целей (или объектов - любви), да они мне и не нужны»;
- интуиция
(Горький
, Драйзер
)
«Кому какое дело до того, что во мне? Нс хочу и не стараюсь быть ни сильным, ни разумным (честным, благородным)».
Интровертные функции:
- логика (мышление)
(Гексли
, Наполеон
)
«Я еще глупее, чем вы думаете, и не стараюсь быть иным»;
- этика (чувство)
(Дон Кихот
, Жуков
)
«Я еще хуже и бестактнее, чем вы думаете. И никто мне не нужен»;
- сенсорика (ощущение)
(Джек Лондон
, Гамлет
)
«Я еще более слабый и больной, чем вы думаете, и не стараюсь быть иным» (заболевания параноидального или истероидного типа);
- интуиция
(Штирлиц
, Гюго
)
«Мне еще более страшно от всего того, что может произойти, но я ничего не предприму для изменения положения».
Для людей, знакомых с соционикой, вероятно, нужны пояснения.
Дело в том, что те функции, которые я назвал экстравертными, называются в книге Аугустинавичюте интротимными, а названные мною интровертными - экстратимными. Это следствие общей путаницы и постоянной необоснованной словесной эквилибристики: Аугустинавичюте нечто называет интровертным, оно у нее экстравертируется и называется экстратимными элементами, одновременно экстравертное - интровертируется и становится интротимным. Обращать внимание на это не надо. Ну, если вы не хотите найти в этом какое-то эзотерическое откровение.
Подробнее мы остановимся на этом, когда будем говорить о модели А.
Следует заметить еще, что сам принцип усредненности работы данной функции не очень хорош. Поскольку одна и та же функция становится МНС у двух психотипов, постольку ее работа происходит в разных комплексах. Соответственно, функционировать элемент должен по-разному.
Например, Аугустинавичюте в примечании поясняет, что пример с интровертной логикой (экстратимной логикой, по тексту - vg_saveliev) больше подходит Гексли
, чем Наполеону
.
4.Суггестивная функция.
В буквально переводе суггестивный - это основанный на внушении.
Четвертый элемент - наименее развитый и осознанный.
Аугустинавичюте считает, что об информации, с которой работает эта функция, у человека своего мнения нет.
Более того, человека это не волнует. Он безразличен к этой информации.
Это то, о чем человек не может и не хочет знать.
"Волю, мнения и распоряжения других в области этой функции он воспринимает не только как само собой разумеющееся, по даже не подозревает, что по этим вопросам он и сам может иметь какие-то собственные соображения".
Если человеку не на кого переложить ответственность за работу этой функции, он чувствует себя "незащищенным, ненужным, нелюбимым, неспокойным, неухоженным. И обижается на тех, кто в вопросах, связанных с четвертой функцией, требует от него своего мнения и самостоятельных решений".
"Для одного это - эмоции, для другого - поступки, для третьего - здоровье и т. п".
Аугустинавичюте делает еще два важных дополнения о работе функциональных комплексов.
1. Работа первой и второй функций, всего блока ЭГО требует напряжения внимания.
Малоосознанные третья и четвертая функции такого напряжения не требуют, внимание даже мешает. Нормальная работа этих функций обеспечивается автоматически, но при одном условии - нужна поддержка (контроль и защита) со стороны.
2. "…любое проявление активности, связанное с первой и второй функциями, дает человеку чувство силы и уверенности в себе. Все, что связано с третьей и четвертой (если они не защищены), наоборот, порождает чувство бессилия, неуверенности, требует помощи, участия, поддержки других людей. То есть индивид хорошо функционирует лишь при кооперировании с другими людьми, когда не приходится напрягать свое внимание, когда ответственность за реализацию этих функций берут на себя ближние".
Доска сомнений и ненависти к психотипологии/соционике (гадости писать здесь, я не буду скрывать или удалять эти комментарии).
Ссылки на другие посты по психотипологии/соционике