В комментариях к
посту про гипотезу о геноме русского народа я нашел много интересных высказываний. И познакомился с двумя интересными людьми.
Мне показалось, что они хорошо ориентируются в теме, им есть что сказать, а кроме того, они могут это сделать умно и понятно.
Я попросил их сделать обзорные статьи для моих читателей. Такие, которые рассказывают про славян, финно-угров, балтийские народы, русских, арийские гены, генофонд, гаплогруппы, субклады и прочее.
nibelung_2013 предложение принял и написал о своем взгляде на проблему так:
"Само по себе указание состава генофонда того или иного народа ещё почти ни о чём не говорит.
Народ - это не только совокупность тех или иных генов, а скорее, жизненный исторический путь, прожитый этносом, повлиявший на его менталитет, язык, обычаи, традиции, мироощущение.
Важно не столько сравнивать количества различных гаплогрупп и субкладов в генофонде того или иного народа, сколько попытаться понять, каким образом они туда попали.
К примеру, обнаружен в русском генофонде достоверно финский ген. Есть три основных варианта его туда попадания.
Во-первых, русские могли завоевать, покорить, а затем поглотить финнов.
Во-вторых, русские могли жить долгое время по соседству с финскими народами и обмениваться генами на правах добрых старых друзей.
Наконец, финские племена могли завоевать русских и через какое-то время раствориться в них, став элитой нового этноса.
В данном конкретном случае у нас есть сведения первых русских летописей, в частности "Повести временных лет", откуда мы знаем о славянской колонизации Северо-восточных территорий. И понимаем, что было продвижение славян на территории Московии и Новгородчины, где пришельцы поглощали тех, кого ранее звали чудь, весь, мурома и т.д.
А как быть с другими гаплогруппами?
Можно сколько угодно пристально рассматривать состав того или иного народа, но понятней от этого, как он сложился, не станет. Если, конечно, не изучать параллельно данные лингвистики, археологии, антропологии, и, особенно, письменные источники.
Геномика должна стать такой же подругой историка, как, к примеру, топонимика, но она не может претендовать на первичность. Сама она, без сравнения с данными смежных исторических наук, не в состоянии прийти к правильным выводам.
Если Вас действительно интересуют корни славян, я могу Вам в этом помочь. Я только что написал книгу "Народ-невидимка". Она о загадках происхождения славян.
Получилось достаточно жёстко, порой жестоко, зато без всяких прикрас. Славяне, как не прискорбно, самый отсталый в материальном плане народ Европы. Их жизнь даже в сравнение с жизнью финских охотников и рыбаков поражает убогостью и беспросветностью.
Если Вас это не шокирует, я готов Вам рассказать, кто такие славяне, а затем уже можно дойти и до русского народа. Просто он тесно связан с явлением славянства в целом и отрывать его от истории ранних славян нельзя".
Сегодня я делаю пост со статьей писателя, историка Игоря Коломийцева.
Фактически это две статьи: одна - с анонсом его книги о славянах, другая - с изложением его взгляда на генетические данные о славянах.
***
Славяне - на самом деле народ уникальный. Не потому, что у них особые гены. Или язык их так уж резко отличается от наречий прочих европейцев. Как раз нет. И гены почти те же, что попадаются у соседей. И язык - вполне индоевропейский. При этом имеется масса параллелей с балтскими наречиями, (некоторые лингвисты ставят вопрос о балто-славянской общности), есть мощный пласт восточногерманских слов. Есть и иранские заимствования. Но удивительное дело, их меньше, чем можно было бы ожидать. Меньше, чем попало в языки балтов и финнов. Но не в этом главная загвоздка.
Странно другое - до начала 6 века нашей эры о славянах в Европе никто ничего не слышал. А когда они, наконец, появились - выглядели так, что соседи не могли смотреть на них без жалости и содрогания. Для того чтобы понять, что это был за народ, предлагаю маленький отрывок из моей новой ещё не опубликованной книги "Гнездо Грифона": "В самом сочетании двух слов: "славяне" и "загадка" уже притаился некий парадокс. В самом деле, что может быть проще жизни ранних славян? Свет не видывал других людей, столь же неприхотливых в быту и скромных по своим запросам. Жилищами им служили вырытые в грунте полуземлянки, площадью до десяти квадратных метров, где над поверхностью возвышались только бревенчатые крыши, сверху замаскированные дёрном. Вырезанные из материка лежанки и маленькие печурки, сложенные из камня или глины, были единственной обстановкой этих тёмных и тесных нор с множеством выходов, тщательно укрытых от посторонних глаз, как это принято у лесных хищников - лис или волков. Если прочие европейцы грелись возле открытого огня очагов и каминов, радуясь лучистой энергии живого пламени, то славяне обходились закрытой топкой, которая экономила дрова, но обрекала на существование в вечном полумраке подземных обиталищ. Издревле все жители нашего континента носили плащи и накидки, скрепляя их края на плечах или на груди специальными застёжками-фибулами. Славяне обходились без этих приспособлений, а значит, их традиционные наряды были куда проще. Видимо, они ограничивались штанами и рубахами. Византийские летописцы, впрочем, беспристрастно свидетельствовали, что эти люди даже в битвы шли почти без одеяний, полуголыми, в одних лишь коротких портках, едва прикрывающих гениталии. Никогда ранее обитателям цивилизованного Юга не приходилось сталкиваться с племенем, столь легко переносившим и холод, и жару, и любую непогоду.
Впрочем, такая же непритязательность сквозила и в отношении этих странных людей к домашней утвари. Пара грубых, кособоких, кое-как наспех вылепленных вручную и плохо обожженных горшков и простые плоские диски, используемые в качестве сковородок - вот весь ассортимент их кухонной и столовой посуды. В горшках пищу готовили - из них же и хлебали жидкое варево. Миски, кувшины, кубки и прочую керамику, давно известную остальным европейцам, этот странный народ полностью игнорировал, видимо, считая излишней роскошью. Впрочем, что там посуда - даже орудия труда у славян оказались самыми что ни на есть незатейливыми, если не сказать - примитивными. Железные вещи вообще были редкостью в их пределах, а те, что повстречались археологам, были выкованы, в основном, из крицы, то есть из металла-сырца такого низкого качества, что учёные на своём сленге часто зовут их за мягкость "пластилиновыми". Надо ли говорить, что у ранних славян почти не имелось ценностей или украшений, а те, что случайно попадали им в руки, тут же зарывались в землю в качестве кладов. "Живут, как воры" - так оценил их образ существования весьма наблюдательный византийский император Маврикий.
Простота, на грани с той, что, как известно, хуже воровства, проявилась и в боевых навыках славян. Их повадки в битвах с головой выдавали народ, не умеющий организованно сражаться. Стратегии всех народов древности, античности и раннего средневековья зиждились на одной непререкаемой истине - воин должен находится в строю, чтобы защищать не только себя, но и своих соратников. Только вместе, бок о бок, сомкнув стеной щиты, ощетинившись копьями, размахивая мечами или боевыми топорами, бойцы являли собой грозную силу, живой бастион, отражающий стрелы и метательные снаряды, о который неизбежно разбивался любой вражеский натиск. Но славяне даже и не пробовали воевать строем. Вместо этого они бросались в битву хаотичной, беспорядочной толпой, пытаясь громкими криками напугать противника. И если тот дрогнул и бросился наутёк, активно его преследовали, если же враг, напротив, оставался на месте, готовый к бою, то нападающие внезапно и без всякой команды оборачивались вспять и сами быстро убегали с поля сражения, неся при этом большие потери. Эти горе-воины не знали никаких доспехов. Не было у них ни шлемов, ни панцирей, ни кольчуг, а щиты, вероятно, сколоченные из досок, были прочными, но неподъёмными, перемещать их было тяжело, при отступлении неизбежно приходилось бросать. Да что там защитные средства - у этих людей даже с наступательным оружием был полный завал. Из всего известного человечеству на тот момент времени арсенала они освоили только дротики, то есть короткие метательные копья. В ближнем бою ими пользоваться несподручно, зато их наконечники просты в изготовлении, и металла уходит немного. Византийские историки писали, что вооружение славянского ратника, как правило, ограничивалось всего лишь двумя-тремя дротиками. Все ли из них метались издали во врагов, или последним славянский воин всё же пытался биться, сблизившись с противником - вопрос остаётся спорным даже среди специалистов по древним стратегиям. Ясно другое - на фоне остальных народов Европы славяне выглядели практически безоружными. Получается, что они набрасывались на недругов по сути с голыми руками. Можно было бы сказать, что они хотели тех "шапками закидать", но вот беда - головных уборов ранние славяне тоже не знали.
Иногда мне кажется, что в лице славян Господь Бог специально замыслил создать самый простой в мире народ - ничего примитивней лепных горшков, коротких портков, нор-полуземлянок и дротиков в качестве наступательного оружия при всём желании вообразить невозможно. Как будто Всевышний решился на некий довольно жестокий эксперимент над одним несчастным племенем - последовательно и планомерно отобрал у него всё, без чего не мыслят свою жизнь остальные люди: одежду, посуду, средства защиты и нападения, наземные дома с очагами, украшения и прочее. А далее наблюдал - сумеют ли выжить эти бедолаги, и как им это удастся сделать. И, каково же, наверное, было его удивление, когда он обнаружил, что те, кого он так сурово наказал, но только приспособились к жизни в условиях абсолютной простоты, но и настолько бурно размножились, что заняли внушительную часть земной поверхности, стали значительной силой в Европе. И в этом, с моей точки зрения, и заключается главная научная загадка. Каким образом народ без оружия, люди, почти всего лишённые, вдруг принялись господствовать на огромных пространствах нашего континента?"
Для того, чтобы узнать, откуда в начале VI века на границах Византии появился такой народ-аскет мне пришлось провести целое детективное расследование. Сам, правда, не справился. Пришлось прибегнуть к помощи великих сыщиков - Шерлока Холмса и доктора Уотсона. Этот научный детектив вы можете почитать на
сайте "Клуб исторических детективов", он называется "Народ-невидимка".
***
(
продолжение)