Я думаю, всем понятно, что сравнение сегодняшнего дня с 1937 годом - очень большое преувеличение.
К сожалению, у нас сегодня чрезмерно увлекаются гиперболами.
С моей точки зрения, это плохо. Потому что, с одной стороны, слишком искажает реальность и мешает правильно понимать идущие процессы.
С другой стороны, обесценивает историческую память.
Но активных участников общественных движений можно понять.
Им страшно. Причем не столько даже сегодняшнего дня, сколько перспективы.
Никто ведь толком не знает, куда движется страна.
В то же время история учит нас тому, что общественное развитие чревато катастрофами.
А академическая социология и история в данный момент не обладают сколько-нибудь адекватными инструментами описания, анализа и прогнозирования социальной ситуации.
Будущее для большинства из нас по-прежнему остается загадкой.
Для большинства, но не для всех.
Циклы развития России кое-что проясняют.
Правда, мы живем в ситуации наложения двух исторических традиций.
Царская традиция, берущая начало в глубине веков, перекрывается новой, начавшейся в 1915 году.
Это очень запутывает социальные процессы и их понимание.
Но разобраться можно.
Сейчас в России завершается очередной 30-летний цикл преобразования властно-политической подсистемы.
Всё началось в 1987 году, и продолжается до сих пор. Социальные процессы - длинные.
Предыдущий период властно-политической реорганизации, приведший в конечном итоге к кошмару сталинских репрессий и 1937 году, начался в 1906 году.
Давайте сравним эти два периода, сегодняшний и первой половины XX в, в самых общих чертах.
Итак, предыдущий период реорганизации начался в 1906 году.
Но если цикл 1987-2017 - одинарный, то предыдущая реорганизация властно-политической системы протекала во взаимодействии двух ведущих поколений, в двух накладывающихся циклах.
Реформа властно-политической системы в рамках царской поколенческой традиции началась в 1906 году (1906-1936).
Затем, в 1915 году, реформу в рамках царской традиции накрыла и преобразовала новая поколенческая волна. Она вывела Россию в новую эпоху социального развития.
У нас в стране это историческое время назвали Новейшим, но оно, конечно же, было Новым. Просто в Англии и Франции это Новое время началось раньше, у нас - позже.
Реорганизации властно-политической системы в рамках новой традиции шла в 1915-1945 гг.
Поэтому в целом период утверждения власти был больше обычного, длился с 1906 до 1945 года.
Политическая система Российской империи была архаична. Но вообще-то тот цикл развития, к которому подошла Россия, сопровождался катаклизма практически во всех странах, его переживших.
В Англии в подобное время случилась Славная революция, во Франции - Великая Французская революция.
В первом случае монарха изгнали, во втором - казнили.
Наш "слабый" Николай II умудрился совладать с революционной волной и правил еще 11 лет.
Параметры властно-политической системы к 1906 году были такие:
- моноцентризм, то есть правление одного органа власти (как его назвать - вопрос дискуссионный; назовем его царь, поскольку это и должность, и один из органов власти);
- децентрализм, то есть высокая степень политической автономии региональной власти;
- власть наследственного правителя: единственным субъектом власти в империи был император как должностное лицо, его слово было решающим; в регионах власть принадлежала их главам (губернаторам, наместникам и др.) как личным представителям императора.
В течение 1906-1936 гг. эта система власти должна была быть реорганизованной, согласно общему принципу, на противоположных началах:
- моноцентризм должен был смениться полицентризмом (1906-1918 гг);
- региональные власти должна были потерять политические права и целиком подчиниться центру (1915-1927 гг);
- вместо единоличной власти правителя должна была утвердиться власть элиты (1924-1936 гг.).
На последнее следует обратить особое внимание.
Реорганизация властно-политической системы в рамках царистской традиции началась, но не была завершена.
Ее накрыла и исказила поколенческая волна, смывшая дворянско-монархический политический строй.
Большевики сделали максимум для искоренения этой традиции, но избежать ее влияния они, кончено, не смогли.
Поэтому тенденции, связанные с ней, нашли себе несколько искаженное выражение.
В частности, субъекты власти в рамках царистской традиции имели наследственный характер.
То есть ключевые должностные лица не избирались, а получали власть в силу наследственного права.
Был монарший дом, были аристократические семьи, получавшие родовое право на власть.
Когда власть из единоличной трансформировалась в коллективную, аристократия получала права властного субъекта, а царь превращался в первого среди равных.
Наследственная субъектность власти после революции была отменена, принцип наследования был заменен принципом выборности.
Впрочем, в силу косности традиции даже революционеры старались использовать фактор наследования.
Правильные большевики называли себя наследниками дела великого Ленина. Шла очень активная борьба за наследство Ленина, и т.д.
Смысл слова "наследование" был несколько изменен, но само слово осталось в политическом лексиконе. Наследование стало определяться не кровным, а идейным родством.
Понятно, что если даже принцип наследования, хоть и в искаженной форме, был сохранен, то мысль о правлении элиты в противовес традиции единоличного правления, имела еще более важное значение.
Если вы посмотрите на годы, то начало перехода власти от правителя к элите придется как раз на год смерти Ленина.
Именно тогда руководство окончательно оформилось как коллегиальное, и возникли элитные группы со своими лидерами.
Группа Троцкого, группа Зиновьева - Каменева, группа Сталина, группа Бухарина.
Группа Сталина довольно успешно боролась с этой тенденцией к многосубъектности власти, но окончательно преодолеть ее смогла только к концу периода. Когда подошло соответствующее историческое время.
Посмотрим субциклы властно-политического цикла 1906-1936 последовательно.
(
продолжение следует)