"Небесное погребение" - один из трёх видов погребений, применяемых в Тибете. Два других - это кремация и сбрасывание в реку. Однако на Тибетском плато очень тонкий слой почвы, под которым начинается сплошной камень, а древесины для сожжения мало, она очень дорогая и вообще священна.
"Небесное погребение", "небесные похороны" - основной вид погребения.
Так же он называется «раздачей милостыни птицам". Согласно тибетским верованиям, душа покидает тело в момент смерти, а человек на всех этапах жизни должен стараться приносить пользу. Поэтому мёртвое тело скармливается птицам как последнее проявление благотворительности.
Именно такой способ погребения многие тибетцы по сей день считают для себя единственно возможным.
Исключение делается лишь для Далай-Ламы и Панчен-Ламы. Их тела после смерти бальзамируются и покрываются золотом.
"Небесные похороны" практикуются на всей территории проживания тибетцев, включая некоторые индийские территории, например, Ладакх или штат Аруначал-Прадеш.
В 1959 года, когда китайские власти окончательно закрепились на территории Тибета, обряд был полностью запрещен. С 1974, после многочисленных просьб монахов и тибетцев, китайское правительство позволило возобновить «Небесные похороны». Сейчас имеется около 1100 площадок для обряда небесного погребения.
Ритуал исполняется специальными людьми рогьяпами.
Когда тибетец умирает, его тело устанавливают в сидячее положение и так он «сидит» в течение 24 часов, пока лама читает молитвы из тибетской Книги мёртвых.
Эти молитвы предназначены помочь продвижению души через 49 уровней бардо - состояния между смертью и возрождением.
Через 3 дня после смерти близкий друг покойного относит его на спине к месту погребения.
Рогьяпа сначала делает множество надрезов на теле и уступает тело птицам - стервятники делают основную часть работы, поедая всю плоть.
Далее "могильщик" собирает и дробит кости на специальном плоском камне, смешивает крошево с цампой (ячменная мука с маслом яка) и скармливает все это птицам.
Тело уничтожается без следа, в тибетском буддизме считается, что таким образом душе легче покинуть тело, чтобы найти себе новое.
Тибетцы верят, что каждый хоть раз в жизни должен увидеть обряд небесного погребения, чтобы осознать, прочувствовать всю мимолетность и эфемерность жизни.
Почувствовали мимолетность и эфемерность?
Так-то вот. А вы говорите, XXI век.