Как я написал раньше, текущий субцикл властно-политического развития - 2005-2017 годы.
Решается простой вопрос - кто будет править государством.
Не какие органы власти, а именно - кто. При помощи тех органов власти, которые оформились за два предыдущих субцикла.
То есть, это вопрос о том, как будет организована власть на уровне людей, а не учреждений.
В 1987-1999 годы шел процесс оформления центральных органов власти.
У нас сложилась президентско-парламентская республика, и это - надолго. Вероятно, навсегда.
Сегодня вопрос о центральных органах власти уж точно вторичен. Взаимоотношения этих органов могут корректироваться в связи с изменениями субъектных отношений, но и только.
Вопрос о том, какой должна быть республика в России - президентской или парламентской, потерял свой смысл.
Именно поэтому разговоры об учредительном собрании, изменении формы правления, новой Конституции лишены актуальности.
И совершенно бесперспективны. Каждый политик, желающий быть востребованным и успешным, должен про эту тему забыть.
Нужно жить в той системе центральных органов власти, которая утвердилось в 1987-1999 годах.
В течение следующего субцикла, в 1996-2008 годах, выстраивались отношения центральных и региональных органов власти.
В результате мы пришли к централистской модели.
Она тоже ничего не решает сама по себе.
Отношения политиков регионального и федерального уровня определяются не только их взаимодействием как должностных лиц, но и реальным политическим весом или принадлежностью к той или иной политической группе.
В этом есть большой резон.
Важно не формальное устройство властных учреждений.
Важно, как выстроены отношения между людьми, приходящими работать в эти учреждения.
Можно сколько угодно органы власти разделять, но если должностные лица предпочитают ориентироваться на одного лидера, вы не сможете обеспечить реальное разделение властей.
Все решают отношения людей.
Фактически процесс реорганизации власти дошел до своего последнего уровня - уровня отношений политических персоналий.
Именно это является главной проблемой субцикла 2005-2017 годов.
На субъектом уровне власть имеет два существенных параметра.
С одной стороны, она может быть или наследственной, или выборной. Выборный характер лигитмизации власти у нас окончательно утвердился в 30-х годах XX века и в рамках существующего цикла властно-политической реорганизации вопрос об этом реально не стоит.
С другой, власть может либо ориентироваться на субъектность одного лица, либо на полисубъектность, иметь коллегиальный характер.
Поскольку предыдущая конструкция власти основывалась на принципе моносубъектности, постольку выбора у нас нет.
Содержание субцикла 2005-2017 - смена единоличной власти выборного правителя на коллективную власть выборной элиты.
В конкретике это означает, что на политическом поле должно существовать много партий и политическая конкуренция. Это также должно привести к тому, что и внутри доминирующей на данный момент партии власти всегда будет несколько довольно самостоятельных фракций и партийных лидеров.
Субцикл 2005-2017 имеет свою внутреннюю структуру.
1. 2005-2008. Период определения действующих лиц субцикла (действующие лица).
2. 2008-2011. Период осознания и конкретизации действующими лицами своих целей (цели).
3. 2011-2014. Период выяснения тех средств, при помощи которых эти цели могут быть достигнуты (средства).
4. 2014-2017. Период оформления субъектов властно-политической системы (субъект).
Фактически самым существенным для данного субцикла будет именно последний период, 2014-2017 годы.
В это время окончательно сложится партийно-политическая система современной России на ближайшие десятилетия.
У несистемной оппозиции есть еще время вернуться в системную политику.
Между прочим, теоретически возможна ситуация, при которой сегодняшняя партия власти "Единая Россия" потеряет свои позиции и сойдет с политической арены. Однако если она продержится до 2017 года, то при любом политическом раскладе вытолкать с политической арены её уже не удастся.
Каждый из периодов тоже имеет свою структуру, кальку со структуры субцикла.
Период 2011-2014, в рамках которого определяются средства действующих лиц субцикла для утверждения своей программы выстраивания властного субъекта, выглядит так:
1. 2011 год. Определение действующих лиц периода (действующие лица). Выясняются те участники процесса, которые продолжают борьбу на данном этапе.
2. 2012 год. Конкретизация целей действующих лиц периода (цели).
3. 2013 год. Действующие лица определяются со способами достижения своих целей (средства).
4. 2014 год. Действующие лица утверждаются как субъекты процесса (субъект). Они окончательно определяются с теми средствами, которые имеются у них для проведении я своей политической линии.
Наиболее существенным для периода 2011-2014 будет именно 2013 год.
В 2012 году действующие лица, такие, как группа Медведева, группа Путина, группа Немцова, группа Навального, группа Рыжкова, группа Лимонова и т.д., определялись со своими целями в рамках четырехлетки 2011-2014.
Не факт, что разделение правящей группы на отдельные группы Путина и Медведева правомочно. Но даже если с 2011 года правящая группа действительно пребывала в состоянии раскола, в 2012 году она вновь объединилась и, вероятно, действует как единая.
Ей противостоит оппозиционная группа Немцова-Рыжкова-Навального.
Лимонов остался в одиночестве и, видимо, перестал быть перспективным действующим лицом субцикла.
То есть, вполне логично предположить, что главными действующими лицами этого периода на 2013 год являются правящая группа Путина-Медведева и оппозиционная группа Немцова-Рыжкова-Навального.
С общей установкой оппозиционной группы все более-менее ясно.
Она выступает за укрепление выборности властей и за властную коллегиальность.
Причем её вариант предусматривает коллегиальность скорее как многопартийность, чем как фракционность внутри партии власти.
То есть оппозиция нацелена на такую политическую субъектность, при которой власть будет осуществляться множеством политических групп в их постоянной политической борьбе, без контрольного пакета.
Такая система не кажется жизнеспособной. Однако именно для воплощения такой политической субъектности оппозиция будет искать средства в 2013 году.
Результат этих поисков может быть разный. Весьма вероятно, что уточнение средств скорректирует цели этой группы. В ту или другую сторону.
С установкой правящей группы ясности меньше. Здесь ситуация такая.
Если Путин будет отстаивать традицию, то есть единоначалие, то правящую группу ждут серьезные неприятности.
В случае реалистичной установки она обнаружит, что возможности для сохранения единоличной власти Путина просто нет.
Если же правящая группа откажется признавать реальность, она, кончено, найдет какие-то иллюзорные возможности для этого. Но это неизбежно будет означать, что она вступила на путь потери своих позиций, влияния, вплоть до полной гибели.
Возможно, Путин и Медведев в 2012 году твердо договорились о коллективном руководстве.
Тогда правящая группа будет спокойно развиваться в нужную сторону. И, скорее всего, восторжествует именно ее концепция политической субъектности.
То есть властно-политическая система будет по-прежнему ориентирована на крупные системные партии и контрольный пакет для партии власти.
Мелочевка будет отсекаться. Однако в самом пуле системных партий будут возможны изменения.
Фактически, получается два варианта для 2013 года:
1. Партия власти пытается найти способ вернуть единоличную власть президента.
Оппозиция продолжает борьбу с Путиным как человеком, олицетворяющим эту систему. Шансы и перспектива будут на стороне оппозиции.
2. Партия власти ищет способы нормальной работы в условиях внутрипартийной и общеполитической коллегиальности с сохранением ориентации на большие партии и контрольного влияния за собой. Оппозиция пытается противопоставить ей программу малых партий и коалиционного коллегиального правления.
В этом случае позиции партии власти предпочтительнее.