Это прогноз на базе теории социально-поколенческих циклов.
Поэтому без предварительных общих пояснений не обойтись.
Есть события внешние.
Социум/государство существует для того, чтобы реагировать, приспосабливаться к внешней среде.
Но внешняя среда сегодня - это другие государства.
Внешняя политика важна, она сильно влияет.
Есть события внутренние.
И тут каждый социум/государство имеет свои ритмы и циклы поколенческой природы.
Они являются определяющими.
Реакция на внешние воздействия происходит на базе логики внутренних ритмов и циклов.
Сами ритмы и циклы формируются людьми, поэтому одинаковы для всех государств.
Различаются они только годовой конкретикой.
Например, в СССР-России цикл реорганизации властно-политической системы начался в 1987 году и закончился в 2017, а сейчас в полном разгаре реорганизация системы деятельности.
В США текущий цикл реорганизации властно-политической системы начался в 1999 года и закончится в 2029.
Всего подсистем три: деятельностная, идеологическая, властно-политическая.
И в России, и в США, и в любом другом государстве реорганизация одной из систем (подсистем) социума длится 31 год.
Процесс разбит на три периода (субцикла) по 13 лет, они накладываются друг на друга.
Эти периоды (субциклы) тоже разбиты на маленькие накладывающиеся циклы (минициклы) по 4 года со своей внутренней организацией.
Так вот, с этой точки зрения 2022 год занимает очень важное место.
2014-2044 - цикл реорганизации деятельностной подсистемы России (31 год).
2014-2026 - субцикл, в рамках которого определяются новые цели деятельностной подсистемы, будет она подсистемой внутриторговой экономики или военной экспансии (13 лет).
2020-2023 - миницикл выяснения средств, которые есть у России для выстраивания внутриторговой экономики или системы военной экспансии (4 года).
2022 - важнейший год текущего миницикла.
Это год, когда окончательно определятся возможности, которые есть у России для достижения тех целей отстраивающейся системы деятельности, которые были намечены ранее.
Деятельностная подсистема России к 2014 году, к началу периода реорганизации, представляла собой систему внешнеторговой экспансии.
Основной товар для торговли - углеводороды, нефть и газ.
Это же главный источник доходов, в том числе для государственного бюджета, и для накопления богатства.
Это же одно из основных средств внешней экспансии: именно с помощью нефти и газа Россия пыталась и пытается добиваться собственных интересов.
К 2014 году модель внешнеторговой экспансии полностью исчерпала себя.
Россия оказалась на перепутье, потому что вариантов развития было два:
1) внешняя военная экспансия;
2) смена парадигмы, отказ от экспансии как главной цели, построение экономики внутреннего рынка.
Нужно было выбирать.
И возможно, что процесс выбора до сих пор не закончен.
В 2014 году движение пошло сразу по обоим направлением.
Вмешательство в дела Украины, присоединение Крыма, поддержку Донбасса, логично рассматривать как переход к военно-территориальной экспансии.
Военная поддержка Сирии, военная активность ЧВК в Африке как бы подтверждает крен в сторону военной экспансии.
Однако в то же самое время власти активно занялись поддержкой внутренней экономики.
И со временем стало казаться, что военная активность все-таки на втором месте.
На первом - построение экономики внутреннего рынка.
Здесь надо учесть, что как-то существенно повлиять на внешние рынки и условия деятельности на них Россия не может.
Зато внутренний рынок можно устраивать так, как это нужно стране и людям, гражданам, особенно активной их части.
Именно поэтому переориентация на внутренний рынок в условиях, когда возможность продвижения на внешние рынки фактически исчерпана, может стать для экономического и социального развития выходом, даже спасением.
Но вот с конца прошлого года американцы стали обвинять Россию в подготовке эскалации в Украине, вплоть до вторжения.
А Кремль в ответ выставил США, НАТО, а через них косвенно Украине и всем странам постсоветского пространства требования, подкрепленные именно военным давлением.
И цели нашей деятельностной реорганизации опять имеет смысл обсуждать.
Действия Кремля можно рассматривать как попытку создать стабильные военно-политические условия для развития страны.
И тогда всё остается в силе, выбор сделан в пользу саморазвития.
А это построение внутриторговой экономики.
Да, эти действия носят наступательный характер.
Но мы же различаем цели и средства.
Средства, правда, иногда влияют на саму цель, способы ее сильно скорректировать.
Но радикально изменить, преобразовать в совсем иную, - это вряд ли.
Кроме прочего, наш социум до сих пор испытывает давление со стороны поколенческой традиции, сформировавшейся еще в период царской России.
А те деятельностные циклы - это циклы военной деятельности, там военная защита сменяется военной экспансией и только так.
Именно поэтому построение экономики внутреннего рынка происходит на фоне перехода от военной защиты к военной экспансии.
А это, в свою очередь, подкрепляет в руководстве партию войны и активного военного давления на соседей и мировые державы.
Цели были намечены в предыдущее четырехлетие, в 2017-2020 годах.
Нынешнее четырехлетие - 2020-2023 - подчинено выбору средств, которые имеются у страны для достижения ранее заданных целей.
В 2022 году должно окончательно определиться не только то, что мы хотим, но и то, что мы можем.
В военно-политической сфере это уже видно.
Переговоры с США, с НАТО и в ОБСЕ прежде всего именно об этом, о военно-политических возможностях России в мире, Европе и на постсоветском пространстве.
Об этом, кстати, и акция ОДКБ в Казахстане.
Но и экономика, торгово-экономическая система не забыта.
Национальные цели и национальные проекты Путина находятся здесь, в этой сфере.
На предновогодней встрече с правительством Путин говорил именно об этом:
- "в целом по графику продвигается реализация национальных проектов, мы с вами постоянно об этом говорим";
- "эта реализация подошла сейчас к своему экватору. Нацпроекты действуют уже три года, и в предстоящую трёхлетку все заявленные планы должны быть выполнены";
- "…в центре нашей масштабной работы по достижению национальных целей развития… благополучие человека. Смысл нацпроектов в том, чтобы люди увидели, ощутили - много раз мы с вами повторяем это - реальные, зримые перемены к лучшему как в мегаполисах, так и в малых городах, и на селе. И в следующем году всем нам нужны именно такие весомые и очевидные результаты";
- "Необходимо без пауз обеспечить качественный, долгосрочный экономический рост. Для этого у нас есть и мощные ресурсы государства, и хороший инвестиционный потенциал частного бизнеса. Мы должны на полную мощность задействовать все факторы роста".
Путин вместе со всей властной верхушкой ничего, к сожалению, не знает о циклах развития России.
Если бы реорганизация деятельностной подсистемы проходила осознанно, с четким пониманием и плановой конкретизацией текущих задач, то процесс протекал бы проще.
А сама реорганизация была бы эффективнее.
Но он их чувствует.
Все заинтересованные лица их чувствуют.
И движение на ощупь это тоже движение.
Национальные цели и проекты были сформулированы совсем не случайно.
Это бессознательное следование велению времени.
В то же время деятельность людей подчиняется определенным внутренним ритмам, она циклична, и этого не избежать.
Вот и Путин не зря заговорил об экваторе, на который вышли нацпроекты.
Кроме того, Путин вдруг заострил ситуацию на военно-политическом треке.
Почему?
Потому что 2022 год ощущается как критически важный, как год развязки, год определения рычагов воздействия на ситуацию.
Цели были определены в 2018 году.
Но средства достижения этих целей до сих пор под вопросом.
В 2022 году многое решится.
Реорганизация деятельностной подсистемы осознается и оформляется сейчас как нацпроекты.
В период, когда цели были сформулированы, а с реализацией, с поиском средств для достижения целей возникла проблема, произошло обновление действующих лиц, Мишустин заменил Медведева.
В работе Мишустина 2022 год - центральный, самый важный.
Если он сдвинет нацпроекты, сможет задействовать все факторы роста, о которых говорил Путин, то хорошо будет всем: нацпроектам, процессу реорганизации, людям, Мишустину, Путину.
Сам Мишустин может стать одним из важнейших игроков системы, субъектом происходящего, это решится в 2023 году.
Но для того, чтобы получить субъектность, Мишустин должен хорошо справиться с задачами 2022 года.
Если у Мишустина не получится, то единственным субъектом процессов останется Путин.
А Мишустин или уйдет, или сохранит роль чисто технического премьера без каких-либо политических перспектив.
Что же касается общей ситуации, то тут у нас пока одни вопросы.
Есть три базовых сценария.
Путин может добиться от Запада признания и принятия России такой, какая она есть.
В случае успеха переговоров о безопасности возможно решение проблемы Донбасса, Украины, получение гарантий и снятие санкций.
Один из вариантов развития страны в этом случае сразу отпадет, для военной экспансии не останется места.
Но вот поможет ли это выстраиванию экономики внутреннего рынка?
Хорошие отношения с Западом благоприятны для сохранения все еще существующей модели внешнеторговой экспансии, да.
Но не помешают ли они переориентации экономики на преимущественное обслуживание внутреннего рынка?
Переговоры по безопасности и Украине могут провалиться.
Тогда возникает развилка.
Во-первых, появятся новые аргументы для построения деятельностной системы военной экспансии.
Соответственно, главной целью экономики будет не обслуживание людей и внутреннего рынка, а обеспечение этой самой военной экспансии.
Жить будем бедно, в лишениях и борьбе.
А закончиться вся эта история может совсем плохо, потому что места для военной экспансии в современном мире нет.
Увы, это не исключает ошибок со стороны правителей и правящих элит.
Они вполне могут загнать страну в тупик или довести до катастрофы.
Во-вторых, разрыв отношений с Западом не обязательно потребует именно военной экспансии.
Россия достаточно защищена ядерным оружием и современной техникой для того, чтобы ее военно-политическая безопасность была обеспечена.
Но вот для реорганизации торгово-экономической системы разрыв с Западом может иметь самые позитивные последствия.
Россиянам придется сосредоточиться на саморазвитии и построении экономики внутреннего рынка, других вариантов не останется.
Если все активные люди поймут, что работать, строить карьеру и жизнь можно только в России, а альтернативы в виде Запада больше нет, и научатся зарабатывать именно здесь, то преград для развития и роста не останется.
В этом смысле 2022 не только должен стать решающим теоретически.
Он и будет таковым.
В цикле 2014-2026 четыре особенных, ударных года: 2014, 2018, 2022, 2026.
2022 год чрезвычайно важен.
В этом году наше руководство узнает не только о том, чего оно хочет, но и о том, что оно может.
Главные новости дня в Цикломире, моем Телеграмм-канале Мой ФейсбукМой Яндекс ДзенМой Яндекс Дзен по психотипологии