К сожалению, именно этому вопросу Юнг отвел очень мало места.
Фактически он оставил свою работу недоделанной.
Описания типов как комплексов психологических функций он не сделал.
Однако сами принципы описал. Они довольно просты.
Психическая деятельность человека никогда не ограничивается только одной психологической функцией, всегда есть вторая.
Если доминантная функция является рациональной, то вторая - обязательно иррациональной. И наоборот.
Это означает, что мышление, например, может дополняться ощущением или интуицией, но не чувством.
Чувство - ощущением и интуицией, но не мышлением.
Соответственно, ощущение или интуиция может дополняться чувством или мышлением.
Получается 8 вариантов.
1. интуитивный мыслящий, или философская интуиция;
2. интуитивный чувствующий, или художественная интуиция;
3. ощущающий мыслящий;
4. ощущающий чувствующий;
5. мыслящий интуитивный, или спекулятивный интеллект;
6. мыслящий ощущающий, или практический интеллект;
7. чувствующий интуитивный;
8. чувствующий ощущающий.
Мы помним, что есть еще психологическая установка, то есть экставерсия-интроверсия.
С учетом установки получается 16 комплексов.
Впрочем, об этом Юнг не написал совсем ничего.
Есть и еще одно очень важное добавление, сделанное Юнгом.
Наряду с доминирующим комплексом имеется еще вторичный, бессознательный комплекс.
То есть, например, художественная интуиция (интуитивный чувствующий тип) дополняется бессознательным практическим интеллектом (мыслящий ощущающий тип).
Получается, что у любого человека так или иначе, сильно или слабо, но активированы все четыре психологических функции.
Подведем итог.
Юнг предложил описывать психологическую деятельность при помощи следующих понятия:
- психологическая установка: экстраверсия, интроверсия;
- психологические функции: рациональные - мышление и чувство, иррациональные - ощущение и интуиция.
Поэтому Юнг пишет о мыслительном, чувствующем, ощущающем или интуитивном типах.
С учетом их психологической установки, разумеется.
Также Юнг открыл типовые правила сочетания психологических функций в психике конкретных людей:
- если первая функция иррациональная, то вторая обязательно рациональная;
- каждому стабильному комплексу психологических функций противопоставлен уравновешивающий, но более слабый комплекс других; этот комплекс сформирован от обратного;
- психическая деятельность осуществляется в рамках этих психологических комплексов.
Описания комплексов, их работы и соответствующих людских характеров Юнг не оставил.
Более того, психология, кажется, сразу признала только положение об интроверсии-экстраверсии.
Понятие психологических функций и их комплексов показались психологам, вероятно, неочевидными и не очень интересными. У
Аугустинавичюте я встретил замечание, что среди психологов бытовало мнение - трактовать психику человека при помощи категорий Юнга может только сам Юнг.
Получается, его не очень поняли. А он не постралася объяснить.
У меня сложилось впечатление, что и сам Юнг охладел к этим понятиям.
Его больше заинтересовала работа над своей идеей о коллективном бессознательном и архетипах.
К сожалению, я не историк науки. Было бы интересно почитать, почему, и действительно ли, это получилось именно так.
Юнг опубликовал свои "Психологические типы" в 1921 году.
В 40-х гг. на Западе получила распространение типология Майер-Бриггс.
В 70-х гг. в СССР психотипология Юнга получила развитие и более-менее стройное оформление у Аушры Аугустинавичюте.
Школа соционики А. Аугустинавичюте сделал второй шаг в развитии научной психотипологии.
Она не решила всех проблем этого направления исследования человеческой психики, однако только наметила ряд новых проблем и дополнила учения о психологических типах людей учением о психологических типах отношений между ними.
Без подробного изучения вклада А. Аугустинавичюте в психотипологию нам не обойтись.
Ссылки на другие посты по психотипологии/соционике здесь