Сегодня, наконец, закрыли интригу с Госсоветом.
Помните, некоторые боялись, что Путин хочет изменить форму правления?
Ходили слухи, что:
- президент может стать фигурой слабой, чуть ли не номинальной,
- вся власть перейдет к Госсовету,
- но членов Госсовета народ избирать не будет;
- значит, выборной демократии в России придет окончательный конец, люди потеряют право голоса.
Закон о Госсовете принят (
https://www.kommersant.ru/doc/4585460).
Россия осталась президентской республикой.
Госсовет остался фактически совещательным органом, формируемым президентом.
Нужен этот орган центральной власти?
Вопрос спорный.
С одной стороны, практика развитых западных демократий, с которых мы берем пример, ничего подобного не знает, там все четко:
- есть центральный органы власти;
- есть региональные органы власти;
- регионы представлены в федеральных органах власти на уровне верхней палаты законодательного собрания;
- поскольку губернаторы - это исполнительная власть и не могут заседать в верхней палате постоянно, они посылают туда своих представителей;
- поэтому сами главы регионов общефедеральных полномочий не имеют.
В чем проблема?
В том, что главы регионов - фигуры значимые и потенциально очень сильные!
Но от принятия решений на федеральном уровне эти люди практически отстранены.
Некоторым это не нравится.
Отсюда может проистекать сепаратизм и прочая региональная фронда.
Лучше привлечь.
Кроме того, Путину так понятнее: когда он поработает с человеком прямо и непосредственно, послушает, посмотрит на него в деле, ему станет ясно, что это за человек и чего от него ждать.
Это вам не посидеть за одним столиком с главой региона во время короткого официального доклада.
Многие мастера говорить правильно, тут не определишь.
Кроме того, власть в России носит специфичные черты.
У нас традиционно рулит исполнительная власть, ей и народ больше верит.
Значит, президент (он формально не считается исполнительной властью, но по факту является) и главы регионов.
Значит, нужно глав регионов вовлечь и задействовать.
Ну, и под личным присмотром будут.
В общем, есть понятный смысл в таком органе как Госсовет, особенно с учетом российской специфики.
А никакого скрытого тайного смысла, о котором рассказывали некоторые политологи, не видно.
Править будет президент, Госсовет будет при нем.
Не исключено, кстати, что это будет вклад России в развитие идей и практик, касающихся организации власти.
Разделение властей необходимо, интеграция тоже.
Вот, у Путина будет Госсовет.
Теперь мы знаем, что поправки в Конституцию ничего радикально не изменили.
Некоторые, правда, считают, что президент получил еще больше власти, силком многовластии.
Что из суперпрезидентской республики Россия превратилась в сверхсуперпрезидентскую.
Но мне это кажется откровенным преувеличением - некоторым хочется видеть изъяны и дурные умыслы во всем, что делают наши власти.
Разделение властей в процессе конституционной реформы не пострадало.
Для России проблема тут не в учреждениях, а в политическом представительстве.
До тех пор, пока вся власть находится в руках одной политической группы, и у этой группы нет серьезных конкурентов, любая система учреждений будут работать по принципу Тёмы, "в одно лицо".
Но одно конституционная реформа закрепила жестко: Путин до конца будет оставаться главой и верховным арбитром системы, какие органы в ней не создай.
А вот какая у нас теперь республика - президентская, суперпрезидентская или супер-пупер президентская, станет понятно только после его ухода.
Новый президент будет ограничен и сроками, и Федеральным собранием, и Конституционным судом, и Госсоветом, и старой гвардией Путина, и сложившимися в стране кланами.
Вот тогда мы и получим то, что затевалось.
Правда, отсутствие второй партии власти может сильно подпортить…
Но ее поправками в Конституцию не создашь.
Да и Путин будет против, не даст.
Мой Телеграмм-каналМой ФейсбукМой Яндекс ДзенМой Яндекс Дзен по психотипологии