Есть интеллигенция русская националистическая. Например, советское общество "Память" и его современные последователи.
Есть патриотическая и государственническая. Типа Кургиняна и Проханова. Или, например, Хазина.
Есть - прозападная, в том числе проамериканская. Например, госпожа Альбац.
А есть бывшая советская, эмигрантская. Идеологически до конца не определившаяся.
Как бы эти люди и за свободы.
Но как бы и за сохранение традиций старого уклада.
В новой жизни многое из старого кажется привлекательным.
И уж, тем более, это кажется приятным на фоне жизни чужой, совершенно иначе организованной, насыщенной абсолютно иными ценностями.
Из-за этого, например, диссидент и советский эмигрант Зиновьев после перестройки вдруг приезжает домой и начинает воспевать ушедший советский мир.
Это происходит из-за того, что отсутствует комплексный взгляд.
Потому что людям кажется -можно надергать все хорошее из одного общественного устройства, добавить к этому все хорошее из другого. И получить какое-то новое состояние.
Улучшенную, небывалую жизнь.
Пойти особым, русским путем.
А при столкновении с зарубежной реальностью, особенно американской, возникают мифы.
Самые разные.
Миф о книгах и образовании
ВРоссии все читали и знали своих писателей.
А американцы не знают Марка Твена и Джека Лондона.
И там есть люди, которые за всю жизнь прочитали одну книгу!
И это не зря, в этом есть какой-то умысел.
У меня из тридцати человек бывших одноклассников таких где-то человек двадцать пять.
Но это почему-то мифотворцев не аргумент.
Миф о Голливуде
В СССР кинематографисты занимались искусством.
А американский Голливуд был перенаправлен американскими банкирами на развлекаловку.
Поэтому у нас - всегда искусство. А у американцев всегда - развлекательно-коммерческое кино.
То, что объемы производства картин в Голливуде и в СССР были принципиально несравнимы.
То, что множество наших картин делались по соцзаказу, и ничего собой не представляли - не аргументы.
Ибо существует миф о советском высокоморальном и высоконравственном искусстве в противовес коммерческому западному.
Миф, который не нуждается в доказательстве.
Миф о религии
Религиозные люди считают, что религия - основа нравственности человека.
Не религиозные люди, советские атеисты с этим не соглашаются.
Но у них есть свой миф - об опасности религии, которая оправдывает всё плохое в социальной жизни и не дает человеку думать.
Однако факт в том, что тот человек, который склонен думать, будет это делать независимо от своей религиозности.
А тот, кто думать не умеет и не хочет, делать это не будет, даже если окажется атеистом.
Защищаться от неприятных и сложных мыслей можно не только обращением к Библии.
Есть еще и самые простые, светские способы. Мы их встречаем на каждом шагу.
Но советский интеллигент, не поддавшийся конъюнктуре и не обратившийся к религии на модной волне, религиозности побаивается.
Как квинтэссенции бездумности и фанатизма.
Миф о злобных банкирах и кредитной кабале
Советский человек хочет жить изобильно и удобно, но не понимает, что ни одна социальная система не может обеспечить материальное благополучие и комфорт человеку с рождения.
Ни одна социальная система не научилась оптимально учить, профессионализировать и трудоустраивать людей.
Просто в странах свободного рынка эта проблема решается преимущественно стихийно. И решать за себя должен сам человек.
А в Советском Союзе эта проблема решалась за счет экстенсивного роста экономики, поддержания плохих производств, что приводило к общей неэффективности экономики. Решить за себя, выбрать свой путь и свободно изменить его человек практически не мог.
То есть, некоторая свобода выбора была, но в очень ограниченных параметрах.
При том, что в конечном итоге общая неэффективность экономики страны сказывалась на конкретной жизни человека весьма серьезно.
Квартира - через 10-15-20 лет. До этого - живи как знаешь, с родителями. Даже общежитие давали не всегда.
Мебель - когда-нибудь и какая будет.
Еда - какая есть, то есть преимущественно крупы, но не гречка, советское изделие под названием вермишель, полугнилая картошка, рыба хек, молоко, масло, хлеб. Рыбные консервы, особенно хорошо запомнился почему-то "Завтрак туриста".
Добавка - в столе заказов. У нас давали что-то вроде 3-х кг мяса, 2-х десятков яиц, одной курицы и чего-то там еще на месяц. Не очень хорошо помню.
Машина - очередь на многие годы. Да и деньги надо было накопить, что далеко не всем удавалось.
В США коварные банкиры навязывают людям сразу всё. Представляете?!
Но ты должен платить за это с процентами!
Это настоящий ужас для советского человека.
Как это так - платить сверх сегодняшней стоимости за то, что какие-то богатеи обеспечили тебе комфортную жизнь сразу.
Ты попадаешь в кабалу!
У тебя машина, удобное жилье, одежда, еда. Всё это сразу, но не даром!
Надоотрабатывать!
Как будто советский человек был свободен от бытовых проблем, семейных забот, не мучился, пытаясь свести концы с концами.
Но это же власть денег и злых банкиров, скажет советский интеллигент.
Лучше, когда власть нужды и государства.
Миф о питании
Все продукты на Западе - сплошь добавки.
Народ отравлен корыстными производителями питания.
Из-за добавок и производителей он много ест и плохо себя чувствует.
Как будто есть страны, в которых народ мало есть и хорошо себя чувствует. Если он может позволить себе много еды.
Проблема питания - это не проблема одних только продуктов.
Понятно, что человек, делающий бизнес на сыроедении, не может спокойно говорить про обычные продукты из обычного магазина.
Но убеждены в заговоре производителей пищи не только они.
Я помню, что в СССР такого рода озабоченные продуктовой безопасностью люди говорили - у нас не выдерживается технология производства сельхозпродуктов. Вся продукция сельского хозяйства - сплошь пестициды, нитраты и нитриты.
Даже байка ходила про то, что решение принималось на самом высшем уровне.
И главный сказал - лучше пусть болеют, но с едой на столе.
Миф о корыстной медицине и вредных лекарствах
Поскольку все построено на деньгах, постольку все врачи куплены.
Они выписывают лекарства не потому, что приняты соответствующие методики, а потому, что им за это платят.
Вся Америка подсажена на таблетки. Умышленно!
То, что медицина просто гораздо больше развита, что американская и мировая фарминдустрия навыпускала лекарства на все случаи жизни, а американские врачи обучены все эти лекарства применять - в голову не приходит. Это слишком просто.
Наш человек не верит в стихию.
Все, что существует, кем-то организовано и действует в чьих-то злых интересах.
Наверное, я перечислил не все мифы. И не все фобии постсоветского человека, возникающие при столкновении с западной, особенно американской жизнью.
Если у вас хватит терпения и вы просмотрите весь фильм, то услышите кое-что еще.
Например, о том, как родители выгоняют детей после 18 лет из дому.
Иди о попытках внедрить средства тотального контроля над жизнью людей, ужасные чипы.
И так далее.
Но больше всего меня потряс итоговый аккорд.
Знаете, как России и россиянам сохранить хорошее в своей постсоветской жизни и в себе?
Что, по-вашему, может сказать идеологически не оформившийся в нашей реальной российской действительности интеллигент?
Что скажет живущий здесь - понятно.
Во всем виноваты Путин, его чиновники и гэбэшники, Ельцин с Гайдаром и шайка олигархов, разворовавших страну.
Путина - судить, олигархов - раскулачить.
Да, еще перестать кормить Кавказ и ограничить завоз таджиков и киргизов.
Реформу образования прекратить, вернуть все как было.
Тогда заживем как люди.
Так вот, советский интеллигент-эмигрант видит другое средство.
Нужно распространять классическое искусство.
Оно способно противостоят натиску капитализма, рекламы и пиара.
Если мы сохраним русские конфеты, Достоевского и русский театр, Россия будет спасена. Да, еще фильмы с Чуриковой.
Найдите время, просмотрите это интервью.
Это - пособие по мировосприятию обычной советской интеллигенции.
Но это не учебник по жизни в США.
Хотя множество интересных фактов об этой жизни вы узнаете.
Но будьте осторожны, не увлекайтесь.
Иначе вам даже приобщенность к русскому классическому искусству не поможет.
Ведь социология и психология к искусствам не относятся.
А метод простого наблюдения на основе собственного здравого смысла говорит не столько об объекте наблюдения, сколько о самом наблюдателе.
И здесь мы видим хорошую, умную, самостоятельную и решительную женщину.
Но не социального мыслителя. А жаль.
Click to view