Хочу кое-что пояснить.
О положении дел на сегодня в сфере идеологических предпочтений россиян.
О том, как мы видим социальный мир и себя в нем.
В конце XIX века в Российской империи на смену национализму как основному, преобладающему типу российского социального мировоззрения пришел этатизм (государственничество).
Он, как мировоззренческая доминанта, продержался фактически до начала 70-х годов XX века.
Сначала как монархизм, потом как большевизм-коммунизм.
В качестве серьезной альтернативы коммунизму первоначально выступил национализм.
Именно в начале 70-х гг. XX века сформировался и затем расцвел на какое-то время национал-коммунизм.
Реставрация националистического дискурса привела к тому, что все мы хорошо знали в 70-х - 80-х годах как широкую общественную практику.
В том числе широко расползшийся антисемитизм брежневского времени.
Анекдоты о чукчах, грузинах, чурках.
И прочие зримые черты того, что национальный вопрос приобретает какую-то нездоровую остроту.
Те, кто говорит о мире и дружбе народов в СССР, глубоко заблуждаются.
Это один из мифов о Советском Союзе.
Однако национализм все-таки слишком тесно связан был со старой традицией.
В то время как в царскую Россию никто, кроме отдельных маргинальных энтузиастов, возвращаться не собирался.
С 1978 года общественное мнение стал завоевывать либерализм.
И он оказался очень понятен советским людям.
Всем надоела мелочная опека властей, все хотели свободы и самостоятельности.
Утверждение либерализма закончилось либеральной революцией сверху.
Революцией Горбачева-Ельцина.
Либерализм и сейчас остается доминирующей идеей в России.
Хоть он и осаждается со всех сторон.
Националистами, которые представляют себе либерализм как власть продавшихся Западу марионеточных антинародных элит.
Этатистами, которые видят вокруг себя одно только разложение и цепляются за миф о великом СССР.
Демократами, которые не желают признавать естественными ужасы либерализма: социальное расслоение, замкнутость властных органов на интересы элиты, отсутствие социальных перспектив для значительной части населения, бесконтрольность верхушки, свое отстранение от политики и власти.
Но россияне остаются верными либерализму.
На бытовом уровне, в реальной жизни.
Они хотят, чтобы их никто не контролировал.
Чтобы им не мешали жить так, как нравится.
Чтобы они могли устраивать дела так, как у них получается.
Чтобы их не заставляли обращать внимание на соседей и чужие интересы.
Каждый хочет быть для себя единственной мерой вещей и своего социального поведения.
И этот либерализм сидит в нас так прочно, что никакие механизмы общественной регуляции не приживаются.
У нас слабое гражданское общество не потому, что власть его душит.
Власть и не должна его развивать, это противоестественно.
У нас слабое гражданское потому, что никто не хочет заниматься чужими проблемами до тех пор, пока эти чужие проблемы не станут собственными.
Все хотят ограничений для других. Для других, но не для себя!
Наш человек слишком соскучился по свободе.
И желание как-то упорядочить её пока только зарождается.
Это зарождение мы хорошо видим в новом гражданском движении.
Навальный с его РосПилом и другими проектами, Общество синих ведерок, всяческие "Стоп-хамы", фонд Ройзмана - это только первые ласточки.
Пока эти движения не способно приобрести федеральный размах.
И уж тем более не готовы выработать сколько-нибудь внятную политическую демократическую программу.
Эпоха доминирования демократической идеологии еще далеко впереди.
А пока либерализм как общий преобладающий взгляда на социальную действительность существует на фоне ярко выраженных националистических настроений.
Для большинства национализм - не конечные взгляды. И не живые идеологические установки.
Для большинства - это настроение, не более.
Это большинство не будет бороться за русскую идею, терпеть лишения, жертвовать собой, строиться в одну линию.
Потому что свобода, в том числе от дисциплины, принуждения, общего строя и товарищей по борьбе - это главное.
А настроения против "чурок" и прочих нерусских мусульман - это надуманное.
От страха, от необразованности, от ярко выраженного тренда на уровне власти.
Но промаршировать по улицам и сказать пару дерзостей с трибуны - это все, на что способно националистическое движение сегодня.
Будущего в современной России у него нет.
Особенно, если все здравомыслящие люди будут твердо и ясно формулировать свое отношение к этническому национализму.
Ничего нового мы не изобретем, слава богу.
Будет у нас, как во всем развитом мире, две главные идеологии - либерализм и демократизм.
Пока, правда, будет больше консервативного либерализма с креном в патриотическую риторику.
Но на все нужно время.
Оно играет на нас.