Экономика России, с точки зрения агентства S&P:
- остается структурно слабой, зависимой от экспорта нефти и газа;
- страдает от неэффективного госуправления;
- подвержена геополитическим рискам.
Сценарий «прорыва» (догнать Германию, побороть бедность и за 6 лет войти в топ-5 мировых экономик с помощью инфраструктурных и национальных проектов), которого придерживаются правительство и президент, имеет ограниченные шансы на успех.
Суверенный рейтинг России сохранен на уровне BBB- (низшая инвестиционная категория).
Но возможен его пересмотр в худшую сторону в ближайшие 24 месяца из-за новых американских рестрикций по жесткому сценарию.
https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/S&P-predskazalo-rossii-stagnaciyu-padenie-rublya-i-ottok-investiciy-1027880719 Умеренный сценарий - запрет на покупку новых долговых обязательств правительства РФ.
Жесткий сценарий - санкции против вторичного рынка госдолга РФ: запрет не только покупать новые выпуски, но и держать старые + санкции против госбанков с блокированием долларовых операций.
Жесткий сценарии не только подорвет финансовую стабильность.
Жесткий сценарий может повлиять на объемы торговли углеводородами - нефтью и газом.
А это более 50% российского экспорта и около 1/3 доходов бюджета.
Макроэкономический прогноз такой.
Рост номинального ВВП:
2019 год - 1,5%;
2020-2022 гг - 1,8% (хотя правительство обещает 3%).
Курс рубля:
к концу 2019 - 69 руб за доллар;
2020 - 71 руб;
2021-2022 - 73 руб.
Отток иностранных инвестиций из реального сектора продолжится.
В 2019-2021 гг сумма оттока будет равна 0,8% российского ВВП.
Рост экономики России будет ограничен:
- доминирующей и все увеличивающейся ролью государства в экономике;
- относительно низким уровнем конкуренции;
- низким уровнем инноваций;
- отсутствием независимой судебной системы;
- избирательным применением законов;
- слабой системой госуправления.
Все это была макроэкономика, которую народ не очень понимает.
Потому что связь макроэкономических показателей с жизнью людей для непрофессионала не всегда очевидна.
Но есть показатель, который прямо касается граждан, населения.
Это темп роста ВВП на душу населения.
Если он растет, значит, растут доходы.
S&P считает, что темпы роста ВВП на душу населения в России не соответствуют инвестиционному рейтингу страны.
Темпы роста ВВП ниже на душу населения ниже, чем у 30 стран мира имеющих сопоставимую оценку кредитоспособности.
И эти темпы останутся более низкими на горизонте до 2022 года.
В общем, не верят в S&P плану путинского «прорыва».
Говорят, и экономика ваша фигня, и народ у вас в обозримом будущем лучше жить не станет.
А все ваши государственные вливания в экономику ничего не изменят.
Мне, правда, такой пессимизм кажется чрезмерный, не учитывающим возможные качественные изменения в экономике на протяжении и прогнозного периода.
А у нас сейчас время качественных изменений, об этом не стоит забывать.
2019 год должен показать, какие средства имеются у правительства и президента для реализации плана «прорыва».
И тут, на мой взгляд, высока вероятность, что план будет скорректирован под нынешние условия, вплоть до изменения исходных целей.
Хотя на самом деле нужно не цели корректировать из-за условий и ограниченности существующих средств…
А условия менять и новые средства искать - под цели.
В первом случае все действительно кончится стагнацией.
Во втором мы можем прийти к качественным изменениям всей торгово-экономической системы.
Именно тогда надежды на «прорыв» могут реализоваться.
А прогнозы S&P и прочих скептиков - провалиться.
Так что 2019 год, год выяснения средств и условий, не менее важен, чем 2018, год определения целей .
Причем все объективные условия для качественных изменений и реализации прорывной повестки есть, нужны только понимание и воля.
Вот только команда Путина-Медведева-Силуанова выглядит скорее командой консерваторов, плывущих по течению, хоть и с большими деньгами и планами, чем командой преобразований и реального «прорыва».
Или это впечатление обманчиво, как думаете?
Так хочется ошибаться!
Мой Телеграмм-каналМой ФейсбукМой Яндекс Дзен