То есть, с точки зрения народнической интерпретации истории, главным действующим её лицом?
***
Оригинал взят у
kolvas в
Представляете 1814 год, русские солдаты-крестьяне возвращаются из побежденной Франции, а их по квитанции, как вещь - возвращают помещикам...
"12 (24) июня 1814 г. Санкт-Петербургское ополчение торжественно вступило в столицу. На Исаакиевской площади состоялся парад. Столичная публика восторженно приветствовала своих героев. Жители столицы империи воздали должное героизму ополченцев, искренне приветствовали их как спасителей отечества. После празднеств начались будни. Вчерашних ратников ополчения в сопровождении офицера и солдат доставляли в родные места и под расписку сдавали помещикам, которые отправляли их на войну с Наполеоном. По этому вопросу в 1-м Департаменте Сената было заведено дело «О возвращении домой ополчения Петербургской губернии», в котором прослеживалось четкое выполнение указа Александра I и велся учет, каким помещикам сколько возвращено людей."
***
Как-то забывается все время, что истории России как истории свободных русских людей фактически еще не было.
Сколько было этой свободы?
Немножко после 1905 года.
Двадцать лет после 1991.
А так, все последние столетия - это либо крепостное рабство, либо государственная неволя.
Либо и то, и другое, вместе взятое.
Свободными были только дворяне, казачество, часть северян. И инородцы.
Скажите, кто-нибудь в детстве ассоциировал себя с русскими крестьянами?
Не обязательно как с землепашцами, деревенскими.
Но хотя бы с солдатами, например.
Помните, образ Платона Каратаева у Льва Толстого в "Войне и мире"?
Например, с ним.
Для меня он был скорее диковиной, чем-то, что любопытно было разглядывать со стороны.
Да и то, не очень, кстати.
Я-то ведь был князь Андрей.
Вся наша история - это история элиты и народа.
Причем народ - некая масса. В которой личностей как таковых - нет.
Историй о предприимчивом, свободном, самостоятельно строящем свою жизнь и жизнь своей страны русском человеке практически нет.
Стоит ли после этого сетовать на то, что граждане пассивны, равнодушны?
А с кого им брать пример?
Все примеры - из жизни элит.
Поэтому и задача жизни - не выстроить и прожить свою жизнь как обычный, но свободный и честный человек.
Задача жизни - прорваться в элитную группу.
Там настоящая жизнь.
А тот, кто не там - тот либо лишен воображения, либо безграмотен, либо лузер.
Моисей водил народ Израиля по Синайской пустыне 40 лет (да простится мне обращение к этой надоевшей тривиальной истории).
Это было, конечно, коллективное действо. Это тоже не рассказ о свободных предприимчивых евреях.
Но может быть, смысл рассказа в цифре 40?
Осталось 20 лет?
Кстати, и 20 лет свободы - это уже рекорд для россиян.
Как бы только со всей этой оппозиционной борьбой, Левым фронтом, социалистами, националистами и лозунгами восстановления социальной справедливости страна не вернулись в обычное состояние.
Когда коллектив, общество, то есть государство - это всё.
Главная ценность, главная цель и главный смысл.
А предназначение гражданина - обслуживать эту машину.
В лучшем случае - выслужить своим образцовым поведением место в элите.