Запад живет в условиях стихийно сложившихся и более-менее устоявшихся экономических систем довольно долго, несколько столетий. Поэтому для государств Запада актуален не столько вопрос о том, что является основой экономики и каково устройство экономических систем в принципе, сколько вопрос того, как обеспечить их наиболее ровное и стабильное развитие.
В России ситуация несколько иная. Для нас свою важность сохраняют и базовые вопросы. Причина - в особенностях нашей истории. Но сейчас не об этом.
Экономика, то есть хозяйственная деятельность, не имеет собственных механизмов развития, способных влиять на общественные процессы в реальном социальном времени. Предположение К. Маркса о том, что материальные потребности людей обладают способностью самовозрастать, и это является причиной экономического прогресса, не находит подтверждения. Общества охотников и рыболовов, целиком погруженные в хозяйственную деятельность, способны без конца воспроизводить себя, без какого-либо прогресса и/или улучшения качества жизни. На протяжении тысячелетий. Государства, пришедшие на смену этим примитивным общинам-обществам, никогда не ставили хозяйствование во главу угла. Но именно в рамках этой социальной формы произошли индустриальный скачок и научно-техническая революция. Парадокс?
Государственные экономические системы ориентированы либо на войну, либо на торговлю. Экономическая система, ориентированная на торговлю, называется рыночной. Экономические системы, обслуживающие военную деятельность, являются преимущественно нерыночными. Даже в случае присутствия рыночных элементов в хозяйственной жизни. Такой была, например, экономическая система Российской империи.
Военно-ориентированные экономические системы довольно специфичны. Их задача - обслуживать военную деятельность государства. Защиту (оборону) или военную экспансию. Хозяйственная деятельность в таких системах фактически не прогрессирует. Рывки в развитии экономики того или иного военного государства случаются в том случае, когда оно сталкивается с государствами, вырвавшимися вперед в развитии вооружений. Россия очень хорошо знает такую ситуацию. Индустриализация в СССР - ее наиболее яркий пример. СССР до второй мировой войны был государством военным, и его экономическое развитие целиком определялось военными нуждами.
Торговые экономические системы бывают двух видов. Есть внешнеторговые экономические системы. Наглядный пример - современные Россия и Китай. Есть внутриторговые экономические системы. Сегодня это США, например. И ряд других западных стран. Но не все.
Ситуация в России такова, что в рамках внешнеторговой экономической системы мы доживаем последние годы. Это не значит, что завтра мы перестанем торговать с соседями. Это значит, что бизнес в ближайшие годы начнет все больше и больше ориентироваться на внутренний рынок. И в конечном итоге внутренняя торговля станет для экономической системы в целом более значимой, чем торговля внешняя, как сегодня. На внутреннем рынке станет денег столько, что борьба за эти деньги станет крупному бизнесу не менее, а даже более интересной, чем участие во внешнеэкономической деятельности. А количество и значение компаний малого и среднего бизнеса, работающих на внутренний рынок, резко возрастет. Возникнут предпосылки для «новой индустриализации». Однако это будет совсем другая индустриализация. И базой ее должны стать свободная конкуренция, частное предпринимательство, мелкий и средний бизнес.
Характеристики такого перехода, изменения экономической системы, ее реорганизации на новой, внутриторговой основе, можно изобретать самостоятельно. Но Россия обладает уникальной возможностью учесть опыт развитых западных стран. И выбрать наиболее эффективный путь.
Дело в том, что экономика никогда не существует только на одной основе. Современные западные государства имеют экономические системы, в которых периоды доминирования внутренней торговли чередуются с периодами доминирования внешней. Например, экономика США переходила с цикла внешнеторговой экспансии на цикл внутриторгового развития в начале XIX в., затем в 50-е годы XX в. Такие же переходы были во Франции, Англии, Нидерландах. Впереди, в 2020-е годы, экономику США ожидает очередной переход на цикл внешнеторговой экспансии. Это, видимо, довольно существенно изменит мировую торговую систему. В общем, опыт таких переходов накоплен. Но еще не осмыслен. Российская наука вполне может поискать оптимальные схемы.
Впрочем, независимо от таких поисков, Россию в любом случае ожидает экономическая реорганизация. Начнется этот процесс в 2014 году. В течение нескольких лет он станет определяющим не только в экономике, но и во всей государственной жизни. Подчинит себе всё, вплоть до политики. А те политические силы, чья программа внутриторговой реорганизации восторжествует, возглавят этот процесс и будут доминировать на политической арене длительное время.
Существенным условием становления и развития внутриторговой экономической системы является высокий уровень внутреннего потребления. Экономические субъекты торговых экономических систем ориентированы не на производство собственно, а на продажу. Они производят товары. Их интересует прибыль. Для того чтобы интересным стал внутренний рынок, на нем должно быть денег не меньше, чем на внешнем. Но не денег вообще, а денег, доступных для экономических субъектов. А эти деньги - это, прежде всего, деньги, находящиеся в руках у населения. Образуется очень интересная зависимость. Власть приобретает заинтересованность в поддержании высокого уровня жизни населения, потому что именно этот высокий уровень обеспечивает экономическое развитие государства. Следствием этого является постоянный рост жизни населения и улучшения качества жизни. Широкий устойчивый средний класс. Социальная и политическая демократия. То есть все наши российские мечты.
Что касается современной политической ситуации, то все политические силы уже созрели для понимания необходимости строительства внутриторговой экономической системы. Однако называют они это по-другому. Не совсем, к сожалению, понимая, в чем суть проблемы. Эта единственная действительная цель скрывается за разговорами о необходимости развития внутреннего производства, о сырьевом проклятии, о деиндустриализации России, компрадорском капитализме. Или о модернизации, диверсификации и инновационном развитии.
Но Д.А. Медведев явно поторопился с тем, чтобы поставить модернизацию во главу угла своей политической программы. Отсюда - весьма скромные достижения. Я бы на его месте сосредоточился на более простых вещах, на создании предварительных предпосылок реорганизации экономики, на ускоренном повышении уровня жизни населения. Это было бы перспективно и с точки зрения политической, и с точки зрения экономической. Но сегодня говорить об этом уже поздно. Остается только ждать того, какую программу развития предложит В.В. Путин. И будет ли эта программа соответствовать сути переживаемого страной периода.
Мой Телеграмм-каналМой ФейсбукМой Яндекс ДзенМой Яндекс Дзен по психотипологии