Общепринятые взгляды на социум имеют одну особенность.
При своем рождении они получили серьезную родовую травму.
Поэтому свою развивающую роль классические концепции сыграли. Но с некоторых пор они явно тормозят и развитие науки, и, возможно, развитие самого социума.
Теоретические представления о социуме формировались для того, чтобы решать социальные проблемы.
А первая, и самая очевидная социальная проблема во все времена - противоречие интересов властей и народа.
Проблема выглядит так:
- Власть хочет управлять так, как считает нужным.
- Люди, обладающие власть, хотят ею пользоваться вечно и бесконтрольно.
- Народ мечтает о том, чтобы власть служила ему.
- Другая любимая мысль граждан - менять людей, находящихся у власти, тогда, когда им захочется.
Кстати, во времена складывания социологии ни у кого не было сомнений, что макросистема, в которой живет человек - это государство.
Понятие "общество" еще не изобрели.
Понятие "государство" указывало на тот объект, который спустя некоторое время получил название "общество".
Так мы пришли к тому, что имеем сейчас.
Объект остался прежним.
Однако у него получилось два названия, каждое из которых определялось по-разному. Так, как будто речь шла о двух разных объектах.
Старое названия сохранилось в науке "о государстве и праве".
Новое - в "социологии".
Но объект остается один.
Об этом никогда не следует забывать.
Поэтому в дальнейшем я буду называть эту систему государство/общество.
Мыслители, писавшие о государстве, пытались обосновать две идеи:
1. государство/общество подавляет человека;
2. люди, народ имеют право сменять власть, которая управляет государством, если давление становится невыносимым.
В дальнейшем добавилось еще одно положение:
3. народ имеет право не только сменять власть, граждане должны участвовать в управлении.
В таких условиях, с таким посылом происходило изучение государства/общества.
Естественно, если наука идеологична, то и результат ее не является вполне научным.
На выходе мы получили либерально-демократическую концепцию политико-правового общества/государства, которая характеризуется следующими основными положениями:
- государство/общество - это правовой союз граждан;
- власть в обществе принадлежит народу;
- власть должна быть сменяема;
- предотвратить злоупотребления власти можно при помощи разделения властей;
- власть должна ограничиться преимущественно правовой сферой, то есть заниматься регулированием отношений граждан;
- военно-дипломатические отношения государства/общества с другими государствами/обществами следует рассматривать в правовом ключе, как частный случай отношений граждан - отношения граждан в международной плоскости;
- власть не должна вмешиваться в торгово-хозяйственные отношения внутри общества.
В таком понимании была много проблем и внутренних противоречий.
Например, довольно трудно объяснить, почему государство/общество, если это система отношений граждан, имеет именно такие, а не какие-нибудь другие, границы.
Почему, например, люди из города Смоленска имеют побуждения быть гражданами государства Россия, а не гражданами государства Польша или гражданами Ливонского ордена.
Здравый смысл себя такими проблемами не утруждает, ответ слудете просто: потому что Россия оказалась сильнее, и Смоленск отвоевала.
Однако в рамках либерально-правовой концепции общества, так ответить нельзя.
Поэтому обоснование искалось:
- в народном духе,
- в этническом факторе,
- в экономической целесообразности.
Возникли соответствующие социологические направления.
В рамках таких осмыслений социология продолжает оставаться до сих пор.
Все они касаются только одного аспекта социальной действительности.
И ни один из этих подходов не может дать нормальную целостную картину социальной жизни.
Понятно, что если мы не понимаем, как устроен объект, каковы движущие силы и циклы его развития, мы ничего не можем прогнозировать.
Поэтому о будущем в рамках имеющихся концепций достоверно сказать нельзя ничего.
Запад оказался не готов к революции в Иране.
Запад прозевал революции в СССР и совестком блоке.
Запад оказался не готов к изменениям в арабских государствах.
Западная социология ничего не может предвидеть. И даже не может ничего более-менее последовательно объяснить задним числом.
Таково положение дел.
Продолжение здесь:
2. Подход К. Маркса. 3. Война и торговля.