Странно, да?
Диджитал-социализм - это из области фантастики.
Казалось бы, где идеи национализации, идущие из индустриального XIX века, и где цифровая жизнь, связанная с постиндустриальными обществом и технологическим прорывом века XXI?
Где капиталисты-эксплуататоры индустриального мира, а где простые частные инициаторы, написавшие пару программ Цукерберг или Брин?
Но что делать, если маленький частный проект привел к возникновению цифрового гиганта, который задушил фактически всех своих конкурентов?
Что делать с цифровыми естественными монополиями - Фейсбуком, Гуглом, Амазоном?
У вас есть гарантия того, что они будут работать в интересах всех, а не только себя?
Что человечество не окажется во власти этих диджитал-монстров?
Думаете, об этом задумались у нас, во все еще прокоммунистической России?
Вовсе нет.
Национализировать Фейсбук, Гугл и Амазон
предложил Нил Срнисек, политолог, экономический эксперт, преподаватель Королевского колледжа Лондона.
Его вердикт категоричен: "впереди кризис: монопольные платформы, собирающие наши данные, избавились от конкурентов, и они слишком велики, чтобы служить общему благу".
Сервис Ello не смог набрать достаточное количество пользователей, проиграл конкуренцию с Фейсбуком и рухнул.
Амазон, купив сеть органических продуктов Whole Foods, снизила цены на все товары, а это может привести к международной ценовой войне.
"Google и Facebook подминают под себя рекламные доходы, показывая объявления с помощью сложных алгоритмов, газеты и журналы остаются без рекламодателей, увольняют сотрудников, и дорогие журналистские расследования становятся им не по карману - итогом становится деградация ведущих изданий".
"Amazon теснит традиционные универмаги".
"В результате мы наблюдаем, как компании-платформы вырастают во все более грозные монополии. Google, Facebook и Amazon - важнейшие компании западного мира (в Китае собственная технологическая экосистема): Google контролирует поиск, Facebook социальные сети, а Amazon - интернет-торговлю".
Информация превращается в нефть XXI века.
Причем каждый акт взаимодействия становится новым источником данных, который позволяет улучшить работу платформы и расширить круг вовлеченных пользователей.
У платформ с маленькой аудиторией фактически нет возможностей конкурировать с гигантами.
Гиганты скупают более мелкие компании.
Фейсбук поглотил Инстаграм, Ватсап, Окулюс, инвестирует в раздачу интернета с дронов, электронную коммерцию и платежные сервисы.
Гугл скупает чуть ли не по одному бизнесу в неделю.
В общем, Нил Срнисек напоминает, что в прошлом естественные монополии - коммунальные услуги, железные дороги - часто оказывались в госсобственности.
И предлагает поставить интернет и цифровую инфраструктуру под контроль государства (то есть политических властей и органов государственного управления).
Иначе несколько частных монстров будут контролировать главную инфраструктуру XXI века.
В общем, Цукерберг и Брин как новая угроза человечеству.
Как, удалось политологу Срнисеку вас напугать?
Или Цукерберг и Брин, сидящие на цифровых потоках информации, это источник добра по определению?