Недавно я написал пост о том, что в России нефть для экспорта закончится в 2035, и стране без реформ и новой экономики придется совсем плохо.
http://vg-saveliev.livejournal.com/1587199.html Комментариев было много, и если отбросить ругательные, то основных возражений было два:
1) нефть в стране никогда не кончится, технологии ее добычи есть, а цены опять вырастут, поэтому Россия и дальше будет процветать;
2) нефть в 2035 году будет никому не нужна, всё будет питаться электричеством из возобновляемых источников, поэтому Рашке конец по-любому, будет у нее нефть или нет.
Оптимизму первых остается только позавидовать.
На самом деле все это не очевидно:
- не факт, что нефть подорожает и сделает рентабельным и выгодным разработку арктического шельфа, например;
- не факт, что у России будут нужные технологии, для этого надо вкладывать средства в их разработку, а наши нефтевладельцы пока не хотят;
- поэтому не факт, что нефть на экспорт будет, а Россия сможет свести концы с концами.
А вот мнение о том, нужна ли будет миру сама нефть.
Эксперты консалтинговой компании Facts Global Energy (FGE) утверждают, что не следует переоценивать число электромобилей и их влияние на нефтяной рынок.
Подавляющее большинство автомобилей как минимум в следующие 20 лет будут использовать бензин.
Числовые расчеты такие.
К 2040 году количество легковых автомобилей в мире вырастет до 1,8 млрд.
Электродвигателями будут оснащены 10%!
Гибридными двигателями - 20%.
Мировое производство последних 10 лет росло в среднем на 2 млн автомобилей в год.
Даже если теперь весь прирост будут составлять электромобили, их доля вырастет незначительно (до 2040 нас отделяет 23 года*2 млн штук=46 млн электромобилей; где 46 млн, а где 1,8 млрд).
Аналитики FGE отмечают, что прогнозы, предвещающие скорую победу Tesla над конкурентами и закат нефтяного рынка, выстроены со значительным количеством упрощений и допущений, тогда как реальность намного сложнее.
И приводят пример Норвегии.
В государстве сейчас самое высокое число электромобилей на душу населения.
Но достигается это за счет господдержки.
В результате субсидирования отрасли электромобили достаются норвежцам фактически бесплатно(!).
При этом многие норвежцы покупают электромобиль, чтобы сэкономить, но продолжают использовать автомобиль с бензиновым или дизельным двигателем.
В Дании с января 2016 года госсубсидии на экологичную технику были отменены, и продажа электромобилей снизилась на 80% в год.
Значимый фактор - аккумуляторы, которые совершенствуются и дешевеют медленно.
Не будет технологического прорыва, не будет прорыва в пользовании электромобилями.
Другие факторы:
- любовь людей к внедорожникам;
- медленная электрификация дорог, требующая значительных денег;
- ограниченные мощности по производству электромобилей (в 2016 году заводы по всему миру выпустили меньше 500 тыс. электромобилей, а Tesla - всего 80 тыс., в то время как автоконцерны способны производить более 70 млн традиционных легковых автомобилей в год).
http://www.interfax.ru/world/554668 Выводы очевидны.
Спрос на нефтепродукты со стороны автомобилистов в 2040 году сохранится почти в неизменно виде.
Нефть как товар сохранит свои позиции.
Так что для России важен другой вопрос: какова будет цена нефти на мировом рынке, и где она будет брать экспортные объемы.
Ну, чтобы страна могла сводить концы с концами.
Предположение о том, что нефть на экспорт кончится в 2035 году, никто не опроверг.
Хотя лучше всего от нефти не зависеть и пристроить к экономике сырьевого экспорта экономику несырьевого внутреннего рынка.
Чтобы бюджет и наше благосостояние не зависели ни от нефти, ни от любого другого сырья, ни от экспорта как такового.