В стране идет "битва стратегий", и Московский экономический форум готовится обсудить свою собственную.
30-31 марта состоятся встречи и дискуссии V Московского экономического форума в "Шуваловском корпусе" МГУ.
15 марта организаторы форума дали пресс-конференцию.
Умнейший экономист Руслан Гринберг, настойчивый промышленник Константин Бабкин и непримиримый публицист Юрий Болдырев рассказали о форуме и его задачах.
Задача, строго говоря, перед страной сейчас одна - преодолеть экономический застой и дефицит демократии.
Для этого сопредседатель МЭФ, президент промышленного союза «Новое содружество» Константин Бабкин работает над стратегией развития России, которая будет представлена президенту.
Он видит ситуацию так.
Последнюю четверть века в приоритете была защита глобальных корпораций, которые были нацелены на извлечение максимальной прибыли, а не развитие человеческого капитала.
В результате произошло снижение престижа образования, падение уровня жизни.
- Смещение фокуса на образование может послужить построению более справедливого мира, нацеленного на интересы людей.
Конкуренцию программе Бабкина составляет программа Кудрина.
- Кудрин пока не опубликовал работу, но по утечкам можно судить, что он будет внедрять идею, что кризис - это нормально на современном этапе, и необходимо двигаться в прежнем ключе развития. У нас - другой взгляд. Мы видим огромный потенциал нашей страны и будет предлагать вполне реалистичные методы его реализации.
Сейчас идет обсчет экономической стратегии Бабкина.
Он уверен, что внедрение ее положений действительно будет способствовать всплеску экономической активности и бурному экономическому росту.
Другой сопредседатель МЭФа, замечательный российский ученый, научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг считает, что сейчас Россия столкнулась к «доморощенным кризисом»: если в 2008 году экономический спад наблюдался во многих странах, то в 2015 году кризис наблюдается на фоне общемирового роста.
- Никто не знает, что будет через два месяца, но, с другой стороны, мы видим в этом надежды. Возможно, мы стоим на пороге очищения. На Форуме мы попытаемся выработать эту линию надежды.
Есть у форума и другая задача - сделать общество по-настоящему гражданским и добиться сменяемости власти.
При этом Гринберг подчеркивает необходимость идейного плюрализма, который демонстрирует МЭФ.
Кредо Гринберга: понимать относительность собственной правоты и необходимость диалога, искать зону солидарности по основным проблемам общества.
Член редакционного совета «Российского экономического журнала», постоянный спикер МЭФ Юрий Болдырев выступил против ВТО.
"Кандалы ВТО» не позволяют реализовать долгосрочные программы поддержки предпринимателей.
Необходимо разматывать программы на 10-20 лет, чтобы и государственные, и частные организации точно знали перспективы: в какой период они могут инвестировать и развиваться, а в какой момент протекция сойдет на нет, и они, нарастив мускулы, должны будут конкурировать в мире.
Коснулись заявления главы Крыма о восстановлении монархии в России.
Не согласились.
- Мы хотим демократии с открытой и честной конкуренцией, - сказал Бабкин.
Руслан Гринберг добавил, что сама возможность возникновения таких идей спустя 100 лет после революции и свержения монархии - большая трагедия для российского общественного сознания.
И напомнил властям, к чему может привести длительное игнорирование мнения общества и назревших реформ:
- Не хотите Милюкова - получите Ленина. У меня такое ощущение, что к этому мы тоже идем, потому что власть и оппозиция должны взаимодействовать, пытаться, не теряя лица, добиваться согласия.
Говорили также о роли СМИ.
В печальный тонах, увы.
- Значение прессы резко снизилось, - сказал Гринберг. - Сегодня можно разоблачить любого человека, и это не будет иметь политических последствий. С точки зрения цивилизованного развития гражданского общества это контрпродуктивно.
Болдырев был более категоричен: необходимо сломать "монополию оболвания общества".
Если бы финансирование средств массовой информации было независимым, можно было бы говорить о таком понятии, как независимая журналистика.
Ну, то есть пока шансов на это немного:
- А сейчас как вы представляете такую перспективу, как поссориться с «Газпромом»? Вот сейчас это чувствует на себе Лукашенко. Постановка вопроса такая - можно ли ссориться с монополистом? Если есть мышцы, готов отстаивать свою позицию - сражайся, в том числе разрушай монополию.
http://me-forum.ru/media/events/press-konferentsiya-mef-2017 Я что хочу добавить?
Хожу на МЭФ уже три года, нынешний будет для меня четвертым.
МЭФ считается форумом антилибералов, чуть ли не реакционеров и государственников.
Это не совсем так.
Противопоставление либералов и государственников сегодня хорошо работает в пропаганде, но фактически утратило прежнюю смысловую нагрузку.
"Государственники" МЭФа вовсе не считают, что стране нужен отказ от рынка, частной собственности и Госплан.
Они полагают, что политическая власть должна поддерживать свою торговую экономику, а не бросать ее на произвол судьбы перед лицом более сильных мировых экономик.
Потому что, как показывают опыт нашей страны и мировой опыт, свободный, стихийный рынок равных возможностей - это такой миф, идеальная модель, которой не существует в природе, то есть в реальном социуме.
Искать новую экономическую модель МЭФ предлагает не путем отказа от социальных программ и поддержки населения, а при сохранении социального государства и активной роли политических властей в поддержке российской экономики.
Я считаю, что с точки зрения идеологической классификации речь идет не об этатизме, а о демократизме.
Это не антилиберализм, это постлиберализм.
Вырабатывается совсем новый взгляд.
И будущее именно за ним.