Об этом самом контексте можно сказать очень много, целую книгу написать.
Но я попытаюсь уложиться в один небольшой пост.
Если кто-то на этих выборах рассчитывает бросить вызов власти политической группы Путина и "Единой России", то вас ждет разочарование.
Ничего такого не произойдет, и социальное значение данных выборов не в этом.
Что касается власти Путина и его группы, то если им сегодня что-то угрожает, то только сам Путин.
С его чистками и перестановками последнего времени, естественно.
Реальная роль Путина во власти - первый среди равных, арбитр в спорах различных элитных групп.
Причем именно по должности, которую в принципе может занять любой другой человек без какого-либо серьезного ущерба для сложившейся системы.
Если чистки и перестановки связаны с попыткой из первого среди равных стать единственным господином, то это может привести как к падению Путина, так и к дезорганизации самой правящей группы.
Однако кризис власти Путина может произойти только из-за действий самого Путина.
Только из-за них. Это надо понимать.
Зачем тогда нужны эти выборы, спросите вы?
На выборах существующие политические группы (в том числе протестные, несистемные), которые образуют нашу политическую элиту, борются за свои позиции.
Системные партии их пытаются в основном защитить.
Несистемные и новые партии хотят укрепиться в системном политическом поле.
Происходит это потому, что во внесистемном политическом поле любая политическая группа постоянно находится под угрозой исчезновения.
Несистемные группы давит и притесняет власть. При этом у них фактически нет серьезной защиты в виде депутатских мандатов и значимых властных связей.
В них сомневаются граждане из группы поддержки. Они все время находятся в поиске более эффективных политических организаций.
Решить проблему выживаемости можно только одним способом - стать системной политической группой.
Причем у некоторых политических групп (например, у ПАРНАСа) это едва ли не последний шанс.
В случае неуспеха вероятность того, что ПАРНАС доживет до следующих выборов, очень небольшая.
И вот почему.
Специфика нашей текущей общественно-политической жизни заключается в том, что меняется ее главное содержание.
С 1987 года мы жили в условиях реорганизации властно-политической системы.
Этот период заканчивается в следующем, 2017 году.
С 2018 года вопросы властно-политической организации отойдут на задний план, а главной проблемой станет реорганизация деятельностного фундамента страны, торгово-экономической системы.
Ну, то есть вопросы власти отойдут на второй план, а на первый план выдут проблемы экономики.
Власть если и будет кого-то интересовать, то только с этой точки зрения.
У ПАРНАСа, как мы знаем, серьезных экономических решений для страны нет.
Борьба с "путинизмом", коррупцией и за правду - это не экономическая программа.
У "Яблока" экономическая программа есть всегда, но о ней трудно что-то сказать, потому что ее никто не понимает.
Никаких новых стратегических решений в ней не просматривается.
Кроме того, пафос "Яблока" все-таки не столько экономический, сколько политический.
Типа, вы все сделали неправильно, мы придем и переделаем.
Такого случая - прийти и переделать - у "Яблока" не будет.
Но наличие, в том числе, и экономических тезисов, позволяет допустить, что у партии может быть какое-то будущее.
Экономическая программа есть у "Партии Роста".
Собственно, экономическая программа для этой партии главное.
Причем это не просто кабинетная экономическая программа.
Лидер "Партии Роста" Борис Титов - бизнесмен (в отличие от Касьянова и Явлинского).
Он - сопредседатель одного из бизнес-объединений под названием "Деловая Россия".
Он бизнес-омбудсмен.
Он организатор форумов для бизнеса и бизнесменов.
И он не собирается останавливаться и сворачивать свою деятельность даже в случае неудачи на выборах.
В этом смысле "Партия Роста", независимо от результатов сегодняшнего голосования, заточена не только на сегодняшний, но и на завтрашний день, на проблематику ближайшего 30-летия.
Вплоть до того, что эта партия сможет со временем стать центром притяжения всех либерально-демократических сил.
Если захочет и потянет, конечно.
Более детально, в свете теории социально-поколенческих циклов, ситуация выглядит так.
1987-2017 годы - цикл реорганизации властно-политической системы.
2014-2044 годы - цикл реорганизации деятельностной системы.
Последний период (субцикл) реорганизации властно-политической системы - 2005-2017 годы.
Содержание этого периода - переход от власти выборного правителя к власти выборной элиты.
Этапы:
2005-2008 - формирование политических направлений и групп, благодаря деятельности которых должен происходить данный процесс.
2008-2011 - конкретизация целей этих групп.
2011-2014 - поиск данными группами социальной поддержки как средств достижения целей.
2014-2017 - приобретение сложившимися группами статуса политических субъектов и закрепление власти элиты вместо власти правителя.
Как видите, мы сейчас находимся на завершающей стадии длинного процесса.
Между элитными группами заканчивается борьба за место и позиции во властно-политической системе.
И кто не смог, тот не смог.
Скорее всего, неудачники, которые не зацепятся за власть в ближайшие два года, так и останутся несостоявшимися политическими проектами без реальных надежд на будущее.
Однако параллельно с 2014 года включился новый социальный процесс - реорганизация деятельностной подсистемы нашего социума.
Сейчас в основе нашего социума лежит внешняя торгово-экономическая экспансия.
И в этом направлении Россия сегодня достигла пределов развития.
Ну, то есть сохранять такую деятельностную модель бессмысленно, она не может расти и обеспечить потребности социума, ее нужно менять.
Система внешнеэкономической экспансии имеет два варианта трансформации.
Если вы хотите сохранить экспансионистский характер нашей деятельности, то сделать это можно только переходом к военной экспансии.
Если вы хотите сохранить торгово-экономический характер государства, то с экспансией придется закончить. И перейти к экономике внутреннего рынка, как это уже делали до нас США, Франция, Великобритания, Нидерланды и др.
До 2014 года я думал (а думал я над этой проблемой с 2002 года, когда определил дату начал эпохи перемен), что выбор России предрешен, что мы, безусловно, будем строить торгово-экономическую систему внутреннего рынка.
Однако присоединение Крыма при помощи военных, участие в войне на Донбассе, участие в сирийской войне, перевооружение армии и рост военных расходов показывают, что первый вариант - переход к военной экспансии - тоже вполне возможен. Увы!
Может быть, подобный выбор будет краткосрочным и кончится Российской и мировой катастрофой, но сегодня его вполне можно себе представить.
Так вот, здесь в плане организации социальных действий происходит то же самое, только период другой.
Вся реорганизация продлится 31 год, с 2014 до 2044 года.
Первый период (субцикл) - 2014-2026 годы.
Его содержание - определение нового направления целей деятельностной системы (будет это военная экспансия или внутриторговая торгово-экономическая деятельность взамен внешнеторговой экспансии, решится именно в эти годы).
Первый этап - 2014-2017 годы.
В эти четыре года должны оформиться группы, которые будут продвигать новые цели и защищать старые.
То есть мы должны получить:
1) группы, которые отстаивают идею сохранения существующего положения вещей - внешняя торговля нас выручит, и это нормальная база для социального развития;
2) группы, которые предлагают путь военной экспансии, видимо, в форме подготовки к "оборонительной войне" с проклятым Западом, с соответствующим изменением экономической политики;
3) группы, которые хотят отстраивать производство для внутреннего рынка, развивать сам рынок и иметь возможность зарабатывать дома.
Что тут важно понимать?
Общественные и политические группы, которые ориентированы на сохранение сегодняшней деятельностной системы внешнеторговой экспансии, обречены на потерю преобладающего влияния.
Ну, то есть к концу 13-летия 2014-2026 Миллеры, Сечины, Газпромы, Роснефти и прочие экспортно-ориентрованные монстры и их руководители и владельцы, видимо, растеряют свое влияние.
Нет, сами внешняя торговля и экспорт сохранятся, конечно. Они даже вырастут в объемах.
Но при этом потеряют тот фундаментальный характер для России, который имеют теперь.
Те политические группы, которые буду бороться за сохранение старой модели, тоже растеряют свое влияние.
Если в качестве такой политической группы будет выступать "Единая Россия", то ей придется туго.
То же самое произойдет и со второй проигравшей группой.
Надеюсь, это будут военные экспансионисты.
Ну, и самое важное - сейчас эти группы только оформляются в первом приближении.
Группа Бориса Титова и его политический проект "Партия Роста" вполне могут стать той социальной силой, которая будет базой и проводником идеи построения торгово-экономической системы внутреннего рынка.
И в этом ее громадное преимущество.
Если ПАРНАС или "Яблоко" останутся без власти на нынешних выборах, им фактически нечем будет заняться.
У "Партии Роста" и Бориса Титова работа будет независимо от итогов выборов в Государственную Думу.
Сам Борис Титов говорил, что "Партия Роста" - это не однодневка, что она будет существовать.
И для этого есть все основания.
Она нацелена на ту проблему, которая выходит на первый план.
Эта проблема - торгово-экономическая реформа, построение новой модели российской экономки.
Наконец, следует учитывать еще один фактор.
Каждый год социального цикла, имеет определенный смысл.
Если взять четырехлетие 2014-2017, то годовые значения выглядят приблизительно так же, как этапы 13-летнего периода (получается такая социоцикличная матрешка):
2014 - появление инициативных лиц и групп для четырехлетнего периода,
2015 - конкретизация целей этих лиц и групп,
2016 - поиск данными лицами и группами социальной поддержки как средств достижения целей,
2017 - приобретение сложившимися группами определенного социального статуса.
2014-2017 годы - это конец властно-политической реорганизации и начало деятельностной.
Поэтому для лиц и групп, ориентированных только на властно-политическую повестку, в 2017 году все, в основном, кончается.
Есть лица и группы, ориентированные исключительно на экономическую повестку.
И для них начинается длинный период социальной активности.
Но есть группы, которые ориентированы и на властно-политическую, и на деятельностную позицию.
И именно эти группы станут определять дальнейшее развитие России.
2016 год для всех - год пробы сил, определения своей социальной базы на данный момент.
2017 год - время утверждения групп, зародившихся в 2014 году, в качестве определенной социальной силы.
Экономически ориентированные общественно-политические группы и деятели пойдут дальше даже в случае неуспеха на сегодняшних выборах.
Группы, ориентированные на власть ради реформы власти, в случае неуспеха вполне могут не дожить до следующих выборов.
Ну, может быть протянут до президентских выборов 2018 года, и все.
Или им придется резко менять цели и задачи своей деятельности.