«У нас есть только два надёжных друга: русская армия и русский флот», - слова императора Александра III на несколько веков определили один из векторов внешней политики России, которого мы придерживались вплоть до распада СССР. Но какой бы мощью не обладали ВС РФ, современный мир диктует свои правила - на место «жёсткой силы» политики принуждения пришла «мягкая сила», подразумевающая решение политических вопросов при добровольном участии всех действующих лиц.
Многополярный мир, многополярная Евразия, многополярное пространство СНГ… Россия учится жить в новых внешнеполитических условиях, когда на смену имперскому «бряцанию оружием» приходит комплексная интеграция во всех сферах: экономической, научной, культурной и других. Однако существующий в нашей стране дисбаланс между уровнем экономики и военными расходами (более четырёх процентов от ВВП) пока мешает этому процессу. Ну кто из наших союзников имеет достаточно прочные связи с Россией, чтобы поддержать нас в критический момент? Далёкие страны Латинской Америки, радостно скупающие наше оружие и признавшие Южную Осетию? Многовекторный Назарбаев? Или же бессменный вождь Беларуси Лукашенко? Как так получилась, что окружённая странами-союзниками Россия по факту оказывается одна?
После распада Советского Союза, бывшие республики, лишённые единого ментального центра, чувствовали себя потерянными и постепенно, одухотворённые «Доктриной Козырева», дрейфовали в сторону от Москвы. Российские власти также откровенно закрыли глаза на происходящее в СНГ, что в дальнейшем привело к созданию таких объединений, как ГУУАМ, и печально известным цветным революциям.
С приходом к власти Владимира Путина внешняя политика оживилась, было положено начало интеграционным процессам, взят вектор на создание Евразийского Союза. Но не обошлось без недоработок. Связи с соседями налаживались скорее на уровне элиты, чем общества. Что сыграло в результате с нашими властями злую шутку. Сначала мы получили то, что было в Грузии, затем подобный сценарий повторился в Украине.
Можно говорить о происках Госдепа или об агрессивной политике России, но факт остаётся фактом: подобные события показали несостоятельность реализуемой в данный момент политики РФ и необходимость скорейшего запуска интеграционных процессов между Россией и её ближайшими партнёрами. Не на уровне политических и экономических элит, а на уровне общества, на уровне народов, населяющих страны. Иначе выстраиваемые в течение многих лет отношения могут оборваться из-за одного «чёрного лебедя», как это произошло с Турцией. Основой взаимодействия наших государств выступали только товарно-денежные отношения, что позволило Эрдогану в один момент развернуть свой корабль в противоположную от России сторону, не боясь серьёзных потрясений в экономике или обществе.
Автора могут упрекнуть в том, что он рисует слишком мрачную картину отношений России с её географическими соседями. Нет, на самом деле, картина не такая уж и мрачная. Пример тому - наши отношения с Азербайджаном. Страной, которая, по мнению некоторых СМИ, должна был стать следующей в трагической цепочке «предательств». Но этого не случилось. Вопреки мнению беспокойной общественности Азербайджан не только не разорвал своих связей с Россией, но даже укрепил их. И произошло это, не потому что Путин и Алиев, который, между прочим, отпраздновал на днях свой 54 день рождения, друзья, а потому что взаимоотношения наших государств реализуются не только на политической арене, но и гораздо глубже. Хотя и президенты всячески поддерживают друг друга. Достаточно вспомнить приезд Владимира Путина на открытие Европейских игр в Баку, которое пришлось на День России. Или участие Ильхама Алиева в праздновании 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
В результате Азербайджан, независимо от вектора своей политики, не забывает о том, что значит суверенитет и не выполняет все указания США по первому зову. Сейчас это отразилось в виде санкций со стороны Америки, которая явно осталась недовольна тем, что «пояс нестабильности» вокруг России не сомкнулся. В условиях введения экономических санкций против нашей страны товарооборот с Азербайджаном осенью 2015 года достиг рекордного показателя за всю историю взаимоотношения государств - 4 миллиарда долларов!
Российско-азербайджанское сотрудничество должно выступить своеобразной калькой того, как наша страна должна выстраивать отношения с окружающими нас государствами. Сейчас у России есть шанс начать реальное сближение со своими соседями не за счёт наличия общих интересов, а за счёт создания благоприятной экосистемы в регионе, сохранение которой станет приоритетной задачей для всех стран-участников. И реализовываться это должно не в формате «мы со всеми дружим», а путём выполнения конкретных шагов, направленных, как уже не раз было сказано, на взаимную интеграцию во всех сферах. Интеграцию, суть которой как нельзя лучше раскрывает азербайджанская мудрость: «Либо равным в дружбе быть, либо вовсе не дружить».
***
Напряженно думаю о нашей внешней политике и ситуации, в которой очутилась Россия, не только я.
Как вам эти мысли одного из моих читателей?
Откроем полемический клуб?