Под разговорами о G-7/8 и России можно подвести жирную черту

Jun 08, 2015 22:15




Представим себе на минутку, что мы смотрим на ситуацию с исторической точки зрения, как на один из параграфов учебника, описывающего эпоху, отвлекаясь от политической текучки и событийных фоновых шумов.
Это могло бы выглядеть так.

В 1991 году, после распада коммунистического СССР и выбора Россией либерально-демократической ориентации при президенте Ельцине Группа семи - неформальный клуб ведущих развитых держав - расширилась, поэтапно приняв в свой состав Россию.

Группа восьми существовала в 1997-2014 годах.
Однако в основе этого формата изначально присутствовали фундаментальные противоречия.


США, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Канада принадлежали к одному военному блоку - НАТО. То есть были объединены в военно-политический союз.
Япония фактически тоже была частью этого союза через военную унию с США.
Россия должна была либо стать частью этого военно-политического альянса, либо рано или поздно почувствовать себя в военно-политической изоляции.

Кроме того, такие стран, как Великобритания, Германия, Франция и Италия были объединены в новое европейское государство - ЕС, формирование которого активно завершалось в рассматриваемый период.
Европейский союз не только заканчивал свое политическое оформление, он еще и активно расширялся, втягивая в себя страны постсоветского пространства.
США, на которых лежала главная военно-политическая ответственность в рамках НАТО, всячески поддерживали этот процесс, рассчитывая, что интеграция осколков советской империи в ЕС и НАТО улучшит ситуацию с безопасностью в Европе.
Естественно, торгово-экономические интересы новой России Европейским союзом при этом фактически игнорировались.

Таким образом, Россия попала в группу стран, тесно связанных союзническими отношениями: военно-политическими в рамках НАТО, торгово-экономическими в рамках ЕС, и, в более широком смысле, в рамках давно сложившейся мировой торговли.

Противоречия между интересами Группы Семи и России давали о себе знать на протяжении всего периода существования Большой Восьмерки.
Однако союзники в рамках этого Клуба чувствовали себя достаточно комфортно и проблемы в отношениях с Россией игнорировали, не считая их сколько-нибудь важными и заслуживающими внимания.

Естественно, напряжения от этого только возрастало.
Но полноценной интеграции в военно-политический союз и торгово-экономическую систему России никто не предложил.

Когда ЕС и НАТО приступили к поглощению традиционных исторических союзников России - Грузии, Молдовы и Украины - конфликт интересов привел к драматическому разрыву между традиционными евроатлантическими союзниками и Россией, которой так и не было предоставлено достойное, устраивающее ее место.

Вот как-то так.
Правда, история пока не кончилась.
Некоторая вероятность того, что Группа Семи поймет свою ошибку и предложит России полноценную интеграцию сохраняется.
Однако промедление будет заставлять Россию искать выход из изоляции в других интеграционных процессах.
И по мере развития таких проектов вероятность возвращения России в состав старого клуба ведущих мировых держав будет становится все меньше и меньше.
А это может, в свою очередь, повлиять и на место Группы Семи в существующем мировом порядке.

Пока слова Пескова или МИДа РФ о том, что Россия перестала интересоваться форматом Большой Восьмерки и предполагает дальше действовать в рамках G-20 и БРИКС, кажутся  попыткой сохранить лицо.
А что будет через несколько лет?



g-20, g-8, НАТО, БРИКС, ЕС, история, g-7

Previous post Next post
Up