Герман Греф сейчас находится в Астане. В своем выступлении на международном форуме он подтвердил заявления российских властей о том, что острая фаза кризиса в России пройдена.
Это было сказано, несмотря на неожиданную статистику апреля, обнародованную на днях: спад в обрабатывающих производствах оказался сильным (-7,2% в годовом сопоставлении); общий индекс промышленного производства снизился на 4,5% в годовом сопоставлении (Блумберг ожидал снижение на 1,2%!).
Есть оценки (например, здесь
http://zhu-s.livejournal.com/357676.html), что инвестиции продолжают сжиматься, а промышленное импортозамещение остается пропагандистским мифом.
Причем легкая промышленность (как это ни парадоксально, но вполне в духе советской традиции преобладающего развития промышленности группы А) испытывает даже больший спад, чем тяжелая.
Правда,
zhu-s надеется, что статистика отрезвит экономические власти.
Но выступление Германа Грефа такого оптимизма не поддерживает. Ну, раз он говорит о том, что острая фаза кризиса прошла.
Особенной надежды на то, что наши власти будут проводить реформы не из-за острого кризиса, а из-за абстрактной веры в необходимость их проведения, у меня, например, нет.
В то же время, Герман Греф продолжает выступать за реформы.
Но подход у него интересный, в духе властно-политической парадигмы.
Греф считает, что начинать нужно с реформ власти.
Он считаете, что у России колоссальный потенциал роста, но реформы нужны прежде всего управленческие.
И новая программа президента Казахстана Назарбаева «100 шагов дальнейшего государственного строительства» его в этом смысле потрясла.
Он увидел в ней образец. Так и сказал:
- Главный вызов перед Россией - это экономическая реформа, которая должна начинаться с реформы власти. У России есть колоссальный потенциал роста, и если говорить, у кого наибольший потенциал, так это у нашей зоны. Но нам нужно делать то, что сейчас озвучил президент Назарбаев. Если мы это сделаем, можно будет забыть про экономические проблемы в нашем регионе.
Что же такого удивительного в программе Назарбаева?
Почему Греф восторгается: «
- Я хочу сказать, что, когда прочитал этот документ, я испытал культурный шок» (дожили, уже программы Казахстана повергают нас в шок! - vg_saveliev)?
Он и еще добавил:
- Это потрясающая программа на пути к эффективному государству. Казахстан стартовал с одной из самых амбициозных программ в мире. Когда я читал эту программу, у меня было ощущение, что я читаю программу правительства Сингапура. Я думаю, что этой программе многие европейские правительства могут позавидовать/
Если кратко, то это программа институциональных реформ, которых предлагается 5.
1. Современное государство для всех, без кумовства, протекционизма и коррупции.
Модель госслужбы изменится с позиционной на карьерную, то есть чиновники должны будут проходить все ступеньки.
Будет внедрена новая система оплаты труда чиновников по результативности их вклада в управленческий процесс. На госслужбу будут привлекаться талантливые управленцы, а также зарубежные менеджеры.
Всем, независимо от этнической принадлежности, будут предоставлены одинаковые возможности для самореализации (для Казахстана это весьма актуально).
2. Верховенство закона.
Правосудие и правоохранительная система должны стоять на страже интересов частной собственности, соблюдения прав и свобод граждан.
3. Устойчивая экономика.
Комплекс реформ для ускоренного формирования среднего класса.
Программа индустриализации для качественного роста и диверсификации.
4. Создание нации единого будущего.
Языковое триединство (казахский, русский, английский).
Евразийская идея.
Особая роль отводится идее "Менгiлiк Ел" (Вечной Родины), как системе общегражданских ценностей.
5. Транспарентное и подотчетное государство:
- расширение практики отчетности руководителей госорганов,
- прозрачность процесса принятия решений (механизм открытого правительства),
- гражданское бюджетирование (участие представителей гражданского общества в распределении бюджетных средств в регионах),
- укрепление системы обжалования (создание системы административной юстиции),
- широкое внедрение саморегулирования общества.
Конституционная реформа для перераспределения власти между президентом, парламентом и правительством.
В общем, в Казахстане тоже написали программу, как Греф в свое время.
А сам Греф готов, кажется, написать для России новую.
Только вот кто ее будет выполнять? Где источник политической воли для либеральных политических реформ и государственного управления экономикой? Это вообще совместимо?