Проблема честности на работе. Из личного опыта.

Jul 02, 2013 08:00





Я довольно долго зарабатывал на жизнь уличной торговлей.
По обычной схеме - договариваешься о месте, покупаешь товар, ставишь продавца и смотришь, что изо всего этого получается.
Удачное место приносило некоторую прибыль, неудачное - убытки и новые хлопоты.
Задача хозяина, то есть моя - место, обеспечение товаром, планирование и расчеты.
Задача продавца - выставка, сборы и собственно торговля: общение с покупателями, продажи.

Думаю, что за все время у меня поработало человек 100. Если не больше.
Были украинцы, молдаване, белорусы, россияне, даже москвичи.
Как вы думаете, сколько человек из этих ста были со мной абсолютно честны?
То есть не брали денег из кассы под тем или иным предлогом, не крутили центы, не пытались торговать своим товаром, не врали об утерянном товаре и т.д.?

Не знаю, удивит ли вас мой ответ.
Честного продавца у меня не было практически ни одного.
Может быть, один-два, но я не вполне уверен. Причем это не фигура речи, именно один или два человека.
Подворовывало подавляющее большинство.
Несколько человек, возможно, были просто крайними разгильдяями, ошибались в расчетах или зевали воровство со стола, а потом не решались в этом признаться.
Так или иначе, недостачи рано или поздно начинались у всех.

При этом платил я хорошо. Была безусловная, страховочная часть зарплаты, за выход. Была часть сдельная.
Получалось так, что при хорошей выручке человек получал по сдельной норме, проценты. А при плохой - свою базовую ставку, что обычно шло мне в прямой убыток.
Тем не менее, удержаться от выкручивания чего-нибудь сверх этого люди не могли.

Кого-то я увольнял сразу, с кем-то пытался работать, взыскивал недостачу и надеялся, что произошло недоразумение. В конечном итоге все-таки расставался.
Несколько человек сбегало с выручкой.
В общем, было не скучно.

Каждый раз, когда я ставил человека на работу, я думал не о том, будет ли он честен, а о том, больше или меньше он сворует.
Я даже процент допустимой недостачи определил. Потому что иначе было невозможно!
Дело в том, что найти продавца - не такая уж простая задача. И мне всегда приходилось взвешивать - заявить человеку о недостаче и, с большой вероятностью, остаться без продавца и попадать на аренду, или терпеть известные потери. Во избежание еще больших.
Неизвестно, когда ты найдешь замену. Новый человек может оказаться в десять раз хуже.
К тому же люди, нанимающиеся на работу, полностью соответствовали высказыванию: "Способные люди способны на все, неспособные - не способны ни на что".

Самое интересное, что в свое время университетский приятель втянул меня в эту самую торговлю довольно неожиданным образом. Разговор шел о другом, но получилось так, что я вдруг оказался на какое-то время продавцом в ларьке.
Помните буйный расцвет ларьков в начале 90-х? В одном таком мне пришлось посидеть. Со всеми сопутствующими приключениями - рэкетом, нашими и не нашими бандитами, разводками, попытками вооруженного грабежа, ночными пьянками с неожиданными приятелями, шампанским по утрам и т.д.
Был я продавцом ночным, и это был довольно любопытный опыт. Днем я мирно ехал на работу в частную школу. Если был в состоянии.

Так вот, как продавец я тоже крутил цены.
Меня научили мои сменщики, это было чем-то самим собой разумеющимся. Я даже наивно думал, что хозяйка палатки об этом знает, но закрывает глаза, дает подработать.
У нас в специальном месте лежали ночные ценники, и мы выставляли их поверх дневных.

Поэтому на своих продавцов впоследствии я старался особенно не обижаться.
Просто контролировал, чтобы избежать крайностей, совсем уж бессовестного обмана и воровства.

Между прочим, где-то в этот же период моей жизни мне в руки попалась переводная книга о торговле. Американская, кажется.
Читать я ее не стал, но на каки-то страницы заглянул. Так вот, на одной из них было черным по белому написано: "Если у вашего работника будет возможность вас обмануть, он обязательно ею воспользуется".
Полную дословность не обещаю, но сохранение общего смысла гарантирую на 100 процентов.

Впрочем, сказать, что я смирился, было бы не честно. Несмотря на весь свой опыт каждый раз я надеялся - может быть этот человек, спокойно и свободно говорящий со мной, радостно приветствующий меня, делящийся со мной своими заботами и переживаниями, кажется, сочувствующий общему положению наших торговых дел - может быть он меня не обманывает?
Не знаю, что это было. Интеллигентность? Наивность? Нежелание мириться с жизненными реалиями?

Это - к вопросу о честности людей. Особенно на работе. Особенно, если работа связана с трудно контролируемыми деньгами.
Обощение личного опыта, так сказать…

работа, честность, люди

Previous post Next post
Up