"Волшебная Флейта" в театре Покровского

Mar 14, 2007 17:19

Чем Небо отличается от Земли, Золото от Ртути, а Интеллигенция от Говна Нации.



1. КТО ИЩЕТ, ТОТ ВСЕГДА НАЙДЕТ.

После глубокого разочарования в Большом Театре мне не терпелось увидеть классическую постановку «Волшебной флейты». По совету профессора Слагхорна, я отправился на разведку в театр под управлением Покровского. О, Чудо! На входной двери театра висело объявление: «Завтра, вместо объявленной ранее постановки: «Укрощение строптивой», будет исполняться «Волшебная флейта». Небесам было угодно поскорее залечить мое раненое сердце, и, видимо, специально для этого заменили спектакль. Отказываться от такого подарка было бы с моей стороны черной неблагодарностью, и я купил билет в самый центр зала.

2. ХРАМ ИСКУССТВ.

«- Дорогой, оторвись от телевизора, посмотри, на кухне ваза три раза упала, и все не бьется!
- Это что, вот сейчас у сборной Бразилии игрока удалили, так мимо меня прошел!»
(из старого анекдота про мужа, жену и любовника)

Оперный Театр Покровского представляет собой старый кинотеатр, который отдали в управление заслуженному деятелю искусств в качестве подарка к пенсии. Однако Почетный Пенсионер оказался довольно энергичным и сумел из старой калоши сделать настоящую конфетку. Внутренняя отделка помещений, интерьер, удобные мягкие кресла создают атмосферу теплого домашнего уюта. Ведущий состав труппы сплошь заслуженные артисты Великобритании, в том числе и достаточно молодые. Хор состоит, в основном, из ветеранов сцены, для которых это последняя возможность почувствовать себя в искусстве. Хористы поют с балконов над зрительным залом, во время спектакля их не видно, имеют значение только их голоса, а они безупречны. При театре есть большая детская студия, вопрос смены поколений не вызывает беспокойства. Одним словом, Оперный Театр Покровского - «Осколок Империи» в лучшем смысле этого слова.

А как там поют артисты! Они не просто поют, они душу выворачивают! Прекрасные голоса! Поскольку в Большом Театре я взялся выставлять оценки, для сравнения выставлю и здесь:

Оркестр - О.
Принц Тамино (Леонид казачков) - Н.
Папагено (Владимир Шимаров) - О
Царица Ночи (Елена Кононенко) - Н. BRAVA BRAVISSIMA!!!
Памина, ее дочь (Елена Андреева) - Н.
Зарастро (Сергей Васильченко) - Н.

Режиссерская работа в постановке «Волшебной флейты» была великолепна. Начать с того, что увертюра исполнялась не перед закрытым занавесом, как обычно. Наоборот в это время на сцене разыгрывалась своеобразная предыстория: мальчик и девочка играли в саду, увидели лежащую на скамейке книгу, открыли, стали читать, увлеклись, и книга перенесла их в сказку, где мальчик и девочка уже стали главными героями. Или блестящее решение с преображением старухи в Папагену: костюм старухи нашит со спины актрисы, на затылке - маска старухи. Старуху актриса играла, стоя спиной к зрительному залу: запрокинула голову - старуха кивнула, заложила руки за спину - старуха обняла, повернулась на 180 градусов - превратилась в Папагену, еще поворот - снова старуха. Испытывая недостаток в пространстве, режиссер использовал всё, имеющееся в своем распоряжении, на полную катушку. Световая гамма, декорации, сценические решения, акустика, способствовали созданию целостной картины происходящего действия. Более эффективную работу режиссера я видел только в «Тамплевской» постановке «Жанны Д’Арк», где полномасштабная картина действия создана при абсолютном минимуме технологических средств. И, что особенно занятно, по ходу постановки действие периодически переносилось в зал, вокальные партии исполнялись прямо среди зрителей. Поскольку я сидел в самом центре, артисты то и дело проходили мимо, и меня так и подмывало подставить кому-нибудь ногу. Особенно трем мудрым мальчикам.

Змей, в этой постановке был действительно похож на змея, и, кстати выглядел он также, как и предполагал мистер Кент. И сложили его (змея) фрейлины Царицы Ночи классической Авадой. Однако таксидермическое искусство мистера Мак-Нейра по-прежнему осталось непревзойденным. Роль Волшебной Флейты исполняла актриса, что напомнило мне ХИ, где давно уже Кольцо Всевластья отыгрывается отдельным игроком. Опера исполнялась в классическом полном варианте, без сокращений и извращений. Все, что было непонятно из постановки в Большом, встало на свои места. Например то, что финальные испытания - прохождение сквозь Инсендио Ультима и Делювиум Ультима (а не заход в трансформаторную будку) - главные герои не могли выполнить без помощи Волшебной Флейты. (Интересно, а какие еще Ультимы держит этот артефакт?) В общем, рана на моем сердце успешно затянулась, и все было бы просто замечательно, если бы не…

3. ГОВНО НАЦИИ.

Перенос действия в зрительный зал чреват некоторыми издержками. Во время исполнения второй части оперы один из зрителей, по виду, заядлый театрал и завсегдатай премьер (перед началом он разговаривал с одним из хористов, как со старым знакомым), решил приобщиться к Моцарту своеобразным способом. Известен случай, когда во время премьеры, если не ошибаюсь, «Свадьбы Фигаро» Моцарт ущипнул одну из актрис за задницу, так как не мог от нее добиться естественного вскрика на репетициях. И этот «театрал», слегка нагрузившись в перерыве коньячком, решил, что нет лучшего способа приобщиться к искусству, чем положить руку на задницу заслуженной артистки Великобритании. Но он не учел, что имеет дело с Британкой. Памина, (а это была она), не прерывая пения, повернулась в пол-оборота, дождалась паузы, и, в лучших британских традициях, отвесила этому хаму увесистую оплеуху по лысой башке. Следом за ней шел Зарастро, который в это время как раз пел о Добре, Справедливости и Милосердии. Он остановился перед «любителем Моцарта» и, слегка покачивая посохом, пристально посмотрел тому прямо в глаза. Внушение подействовало, этот тип потом сидел смирно, а по окончании спектакля аплодировал громче соседей.

Подводя итог, хочется сказать следующее: Если Вы любите хороший вокал, классические оперные постановки и уважительное к себе отношение, то Оперный Театр Покровского - именно то место, что Вы ищете.

Previous post Next post
Up