Презентация новой книги из серии «Тамбовская губерния в дореволюционных открытках» прошла в Пушкинской библиотеке.
Ещё одним изданием из великолепной иллюстрированной серии книг об истории Тамбовской губернии порадовала читателей и краеведов Марина Климкова. В творческом союзе с коллекционерами из разных регионов создана великолепная книга, рассказывающая о Саровской пустыни, некогда входившей в состав тамбовской епархии, располагаясь в Темниковском уезде Тамбовской губернии.
Напомним, чуть более года назад Марина Климкова представила книгу об
истории электрификации Тамбова, теперь рассказ о Саровской пустыни, история которой ей давно знакома. Что не помешало автору засесть в архивы в работе над книгой и совершить новые открытия.
По её словам, когда она с группой товарищей представляла книгу в разных городах бывшей Тамбовской губернии, многие из которых теперь находятся в других регионах, она отметила для себя, что некие культурно-исторические связи с Тамбовщиной у этих городов сохраняются до сих пор. Так в Борисоглебске местные краеведы пожаловались, что не могут принимать участие в местном фестиваля традиционного воронежского костюма, так как традиционные костюмы у них тамбовские. А в Сарове некий мужчина начал рассказывать тамбовчанам историю пустыни, но был очень удивлён, узнав, что этот ныне закрытый для посторонних город входил в состав Тамбовской губернии.
Действительно, судя по историческим источникам, Саров входил в состав Тамбовского края с момента образования наместничества в 1779 году и до 1925 года, когда Тамбовскую губернию административно уничтожили. Город управлялся тамбовскими губернскими властями, а монастырь - епархиальными. Сейчас он входит в состав Нижегородской области.
«До сих пор никто не догадался изучать историю Саровской пустыни комплексно, используя документы и саранского и тамбовского архивов, никто не использовал дореволюционные открытки для того, чтобы изучить архитектуру, быт и изобразительное искусство тех времён», - рассказала она.
И архивы подарили автору новые открытия. Как выяснилось, на колокольне тамбовского Казанского монастыря были установлены часы с боем, которые передали в Тамбов из Саровской пустыни. Саровских монахов отправляли на учебу в Тамбовскую духовную семинарию, а в областном центре на улице Советской до сих пор стоит дом, который был монастырским подворьем - своеобразной гостиницей для духовенства и монахов, в том числе и Саровской пустыни. Этот дом многим хорошо известен.
А Марина Климкова полагает, что в этом подворье мог останавливаться и преподобный Серафим Саровский, которого рукоположил в монахи в Тамбове епископ Феофил в 1793 году. Кстати, Феофил уделял большое внимание Саровской пустыни, очень её любил и даже в 1791 году начал строительство Казанского храма в тамбовском монастыре по образцу Успенского собора Саровской пустыни.
В саранском архиве исследователям удалось обнаружить ранее не издававшиеся записки библиотекаря Саровской пустыни.
«Книга конечно же об истории и культуре России, но для меня она больше о смысле человеческой жизни. Сегодня у людей разные цели - достичь материального благополучия, создать семью или сделать карьеру, познать мир, прославиться. А у наших предков была еще одна мечта и цель - самосовершенствование. Человек несовершенен, нов нём есть способность преодолеть это. Они стремились «обожиться» - приблизиться к чему-то более совершенному, к Богу», - рассказала она.
Систему монашеского совершенствования прошёл и Серафим Саровский.
«Когда я писала о Серафиме Саровском, я пыталась объяснить для себя его поступки. Объяснить через его связь с предшественниками, окружением, историей и культурой России. Сейчас в Сарове располагается федеральный ядерный центр. Духовная энергия как и ядерная невидима и не осязаема, но эта невидимость не даёт оснований считать, что её не существует», - сказала Климкова.
По её словам, мы часто не задумываемся о том, что духовная энергия, как и ядерная, обладает великой силой.
«Это доказал преподобный Серафим Саровский своей жизнью и своим посмертным образом, - продолжила Марина Климкова. - Он показал, что человеческий дух может влиять на мир, на общество, на человека. Человеческий дух может творить чудеса - разрушать в человеке зло и творить веру, надежду и любовь».
На презентацию книги пришёл глава региона Максим Егоров. Напомним, что он увлекается историей, коллекционирует старинные географические карты и родился в Нижнем Новгороде. Тем не менее, по его словам, он тоже не предполагал, что Саровская пустынь когда-то входила в состав Тамбовской губернии.
«Саровская пустынь - это святое место для каждого православного человека. Сейчас Саров закрыт для посетителей. Но для паломников открыт Серафимо-Дивеевский монастырь неподалёку», - рассказал Максим Егоров и добавил, что буквально за несколько месяцев до предложения возглавить Тамбовскую область он был в этом монастыре, неразрывно связанном с именем Серафима Саровского. А в Тамбове узнал и о тамбовских корнях святого. Глава региона заметил, что эта связь для него очень важна, и он чувствует её символизм.
В этой связи Максим Егоров пообещал развивать Тамбовскую область во благо всех жителей региона, независимо от её границ.
«Если вдруг Тамбовская губерния восстановится в прежних размерах, а это еще и Борисоглебск, Липецк, Шацк, Темников, Лебедянь… Это была огромная губерния, настоящая житница страны… Меня радует, что мы помним о своих истоках, о своих предках. Я рад, что презентация этой книги, в которой опубликованы уникальные документы и фотографии, проходит в Тамбове, в Пушкинской библиотеке», - рассказал Максим Егоров, переведя ностальгическо-географическую нотку на научную почву областной библиотеки.
Остаётся добавить, что Марина Климкова продолжает работать над серией книг «Тамбовская губерния в дореволюционных открытках».