Человек твердый и стремительный, деспот и самодур, а так же деятель по освобождению крестьян из крепостной зависимости
Яркой личностью в истории Тамбовской губернии можно назвать губернатора Булгакова, который сменил на этом посту Александра Корнилова. Именно его можно назвать отцом известного нашего бренда - тамбовской картошки.
Пётр Алексеевич Булгаков (1808, Оренбургская губерния - 23 августа 1883, Тамбов) - тамбовский и калужский губернатор, статс-секретарь, генерал-провиантмейстер, тайный советник. Внук генерала Сергея Алексеевича Булгакова - генерала от инфантерии известного своими действиями на начальных этапах Кавказской войны (1817-1864).
В 1824 году Петр Булгаков окончил казанскую гимназию, в 1828 - Казанский университет. Служил в Почтовом департаменте младшим помощником бухгалтера, затем - в канцелярии Государственного контроля, с 4 февраля 1838 г. - управляющий Особой экспедицией Государственного контроля. Одновременно преподавал теорию государственной отчётности в Петербургском коммерческом училище.
С 6 декабря 1843 года Булгаков был "назначен состоящим в должности тамбовского гражданского губернатора", однако утвержден в этой должности он был только 30 марта 1846 года, с награждением чином действительного статского советника. По словам Бориса Николаевича Чичерина, запомнился он в Тамбове как «человек сильного ума».
Борис Николаевич т
ак же написал о конфликте, который случился у Булгакова с известным тамбовским землевладельцем, предводителем Кирсановского дворянства Григорием Федоровичем Петрово-Соловово, которого звали просто - Соловой.
Соловой
"Он произошел в Карауле. Булгаков гостил у моих родителей, и туда же приехал Соловой. После обеда, среди оживленного разговора, Соловой упрекал Булгакова в том, что он не обращает достаточного внимания на его разные представления как предводителя дворянства. Булгаков, раздосадованный и разгоряченный вином, с свойственною ему бесцеремонностью воскликнул наконец: «Да наплевать мне на Ваше предводительство!» - «А мне наплевать на Ваше губернаторство!» - спокойно отвечал Соловой. Тот опешил, встретив такой неожиданный отпор. «Я вовсе не хотел Вас обидеть», - сказал он. «Если бы Вы хотели меня обидеть, - отвечал Соловой, - то у меня был бы другой ответ: на это у Солового есть шпага. Но Вы обидели то сословие, которого я состою представителем, а этого я не могу спустить".
По словам Ивана Дубасова Булгаков запомнился как «гроза чиновников и бич всех местных проходимцев».
«Он не отличался такими способностями как Державин и Гамалей, он был только честным слугой тех принципов, какими в его время руководствовалось правительство. Поэтому с его стороны не было ни одной прогрессивной инициативы».
Дом Булгакова в Тамбове
Чичерин же пишет о Булгакове откровеннее:
«Это был человек сильного ума, необыкновенно живой, деятельный, энергичный. Он был студент Казанского университета и если не приобрел большого образования, то питал большое уважение к образованию. Говорил он много и хорошо, особенно об администрации, которую любил и знал основательно. Эти выдающиеся качества омрачались, однако, необузданным нравом, некоторым цинизмом в отношении к женщинам, а иногда и полным неуважением к приличиям. Впрочем, эти свойства сказались в нем уже позднее, когда он, одолев противников и упившись властью, стал разыгрывать в Тамбове роль маленького паши. На первых же порах он вел себя сдержанно и осторожно, и так как был умен, обходителен, приятен и заискивал расположение лучших людей из местных жителей».
Кстати, при губернаторе Булгакове наследник имения Мара Кирсановского уезда Сергей Абрамович Баратынский (1807-1866) служил чиновником по особым поручениям. Известный нам поэт Сергей Абрамович - его брат. А их отец - Абрам Сергеевич Баратынский (1767-1811) владел владельца (с 1797) имением Мара с 1797 года, был губернским предводителем дворянства.
В тамбовской энциклопедии добавляют, что при Булгакове крестьян насильно заставляли культивировать картофель, что встречало их противодействие. Усилилось преследование старообрядцев, молокан. Велось гражданское строительство (здания присутственных мест в Козлове, Усмани, Липецке, Шацке, каменные лавки на Базарной площади Тамбова) и церковное строительство (Покровский храм в Тамбове, Ильинский - в Кирсанове), приводились в порядок дороги и мосты, сооружались тротуары в Тамбове. В губернском центре были открыты Мариинский детский приют (1847) и Серафимовское духовное училище (переведено из Лебедяни в 1850).
В 1854 году Петр Булгаков переведён губернатором в Калужскую губернию. Там о нем отзывались так:
Поставленный на высокую должность, чтобы дать хорошую встряску губернии, действительный статский советник Булгаков часто прибегал к крутым мерам для этих целей, заставляя провинившихся чиновников работать до полуночи и назначая самый короткий срок для рассмотрения дел в инстанциях. И чтобы те сидели на своих местах и не отлынивали от дела, приставлял к дверям пару солдат с ружьями, которые сопровождали чиновников даже в уборную.
Самолюбивый, циничный и твердый, Петр Алексеевич объявил самую настоящую войну чиновничьей бюрократии, волокитству и разгильдяйству. В Калужской городской Управе он ввел обязательное составление ежемесячных ведомостей о движении поступивших дел и бумаг. Чиновники должны были отчитываться о сроках рассмотрения конкретных дел, принятых решениях и резолюциях. А виновных в бумаготворчестве чиновников Булгаков держал под арестом на военной гауптвахте.
Как отмечал очевидец калужской деятельности губернатора, чиновник Н. В. Сахаров, новый губернатор должен был "подтянуть" нашу Калужскую, "дать ей хорошую встряску".
Н. В. Сахаров в своих мемуарах дает такой портрет губернатора Булгакова: "Это был мужчина большой, смуглый, пучеглазый, весь бритый, пародируя Петра I, по Калуге ходил с увесистой палкой, при случае пуская ее в дело. Вставал вместе с курами и в шесть часов утра принимал уже с докладом чиновников... циничен был он феноменально!".
Подобно многим другим губернаторам, Булгаков привез с собой с прежнего места службы в Калугу дюжину чиновников. Большинство из них, подражая своему начальнику, в общении с калужскими обывателями были грубы и заносчивы, принимали соответствующую осанку, вырабатывали такое же выражение лица, глаз, манеру говорить.
Отличительной чертой губернатора была стремительность, быстрота и нетерпеливость.
Булгаков был груб и в частной жизни, часто не выбирал выражений в разговорах даже с дамами. Однако современники отмечали и другое: большое жизнелюбие губернатора, его веселый нрав. В обществе он был шумен, говорлив, любил рассказывать забавные истории и анекдоты. Был непременным участником многочисленных балов и собраний губернской Калуги. В тех же воспоминаниях Сахарова читаем: "...К массе ходивших по губернии разнообразных рассказов о крайнем его деспотизме, самодурстве, грубости, хроника его времени что-то не присоединяет рассказов ни о каких его мероприятиях к подъему нравственной чистоты служебного полчища. Оно по-прежнему казнокрадствовало, лихоимствовало, самоуправствовало, бесчинствовало... а при данном губернаторе, сообразно его темпераменту и системе, действовало быстрее и стремительнее...".
После смены монарха (1856) перешёл на службу в военное министерство в качестве генерал-провиантмейстера - главы Провиантского департамента. Тогда же стал тайным советником.
В начале 1859 г. был приглашён в состав редакционной комиссии для составления общего положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости.
После выхода в отставку жил в Тамбове. В 1870-1880 гг. - почётный мировой судья. Умер в звании статс-секретаря.
Был в браке с Клавдией Ростиславовной Кайсаровой (дочерью судогодского предводителя дворянства) имел детей: Любовь (1844), Вячеслав (1845),
Николай (1846), Елена (1847), Мария (1849), Ольга (1850), Виктор (1850).
Род Булгаковых внесен в 6-ю часть дворянских родословных книг Курской, Калужской, Самарской, Московской, Тульской, Владимирской, Воронежской, Тамбовской губерний.