Рождественские истории: Тамбовский губернатор - лицейский друг Пушкина

Jan 05, 2022 21:11

Александр Корнилов - один из самых известных в России тамбовских губернаторов.

Самым известным тамбовским губернатором многие называют Гавриила Державина. Однако это не совсем верно. Державин, строго говоря, был правителем (1786-1788) Тамбовского наместничества, а не губернии. Губернаторы же у нас начались с 1797 года. Так вот, когда Пушкин в 1814 году читал свои стихи «старику Державину», его слушал и будущий тамбовский губернатор, младший товарищ Пушкина четырнадцатилетний Саша Корнилов, он же «Сибиряк», он же «Мосье».

Александр Алексеевич Корнилов родился 28 апреля 1801 года Его отец - сенатор, тайный советник Алексей Михайлович Корнилов, мать - урожденная Александра Ефремовна Ран дер Флит. Ее брат олонецкий губернатор Тимофей Ефремович Фан-дер-Флит стал крестным отцом Саши. Одновременно с Пушкиным он поступил в Царскосельский лицей, где они стали друзьями.



По свидетельству современников, Саша Корнилов отличался веселым характером, остроумием и красноречием . После окончания лицея, в 1817 году он поступил на службу прапорщиком в лейб-гвардии Московский полк, через год стал подпоручиком, еще через полтора - поручиком. 20 июня 1822 г. Корнилову было присвоено воинское звание штабс-капитан, а с 6 июля 1824 г. он командовал гвардейской ротой.

Корнилов чуть было не стал «декабристом». Он был замешан в деле 14 декабря 1825 г. Декабрист Бестужев на следствии показал, что 12 декабря Корнилов решился участвовать в восстании, но, прочитав 14 декабря 1825 г. Манифест императора Николая I, он сказал, что "теперь нельзя не присягать и он присягает". Поэтому не вывел свою роту на Сенатскую площадь. Однако его все же арестовали, но Николай I высочайше простил Корнилова и повелел оставить его в том же полку .

26 августа 1827 г. он стал полковником и был переведен в лейб-гвардии Измайловский полк, в составе которого участвовал в русско-турецкой войне (1828-1829), отличился при штурме Варны. Был ранен и 17 декабря 1832 г. уволен из армии.

Александр Корнилов был женат на графине Софье Дмитриевне Толстой, правнучка графа Ивана Петровича Толстого, который был прапрадедом писателя Льва Толстого. Теперь сами догадайтесь, кем они друг другу являлись. А вот детей у них не было, поэтому супруги заботились о детях адмирала Владимира Корнилова - брата Александра Алексеевича. Но о нём далее.

Уволившись из армии, Корнилов занимал должность действительного статского советника в Министерстве внутренних дел, был губернатором Киевской (1834-1835), Вятской (1837-1838) и, наконец, Тамбовской губернии (1838-1843).

Герцен вспоминает о встрече с ним в Вятке: «Явился новый губернатор. Это был высокий, толстый и рыхло-лимфатический мужчина, лет около пятидесяти, с приятно улыбающимся лицом и с образованными манерами. Он выражался с необычайной грамматической правильностью, пространно, подробно, с ясностью, которая в состоянии была своей излишностью затемнить простейший предмет. Он был ученик Лицея, товарищ Пушкина, служил в гвардии».

Между тем, Борис Николаевич Чичерин писал о Корнилове следующее: "Толстяк и добряк, большой говорун, он был хотя невысокого ума, но человек вполне честный, благородный и образованный. Герцен в своих записках рассказывает про него, что, когда он был губернатором в Вятке, где Герцен находился в ссылке, он при первом свидании дал ему прочесть книгу Токвиля “La De mocratie en Amerique”. По-видимому, Герцен не очень был тронут этим поступком, но нам, принадлежавшим к другому поколению, он служит признаком таких нравов и такого образования, которые давно исчезли. Найдется ли теперь хоть один губернатор во всей России, который бы читал Токвиля, не говоря уже о том, чтобы дать его прочесть ссыльному юноше?

Жена Корнилова была женщина добрейшая, но необыкновенно странных манер: она по всякому поводу и даже без всякого повода вскакивала, бегала, пищала, визжала, что сначала несколько удивляло тамбовцев, но потом они к этому привыкли".

Иван Дубасов про времена Корнилова пишет так: «При нем губернию посетил сильный голод. Люди ели лебеду, мякину, у них пухли животы от бескормицы и они массами умирали. Тогда тамбовская администрация приняла против голода энергичные меры - палата казенного имущества разрешила выдавать хлеб из запасных магазинов. Народу раздавали молотый и зерновой хлеб. Губернатор обратился за помощью в Москву, а в губернии провели благотворительную подписку. Голод начал ослабевать еще и благодаря тому, что частные лица начали щедрую рукой раздавать пособия».

Ещё известен тем, что именно при нем стала регулярно издаваться газета «Тамбовские губернские ведомости».



Он содействовал выделению ассигнований на строительство здания Александринского института благородных девиц. В 1843 году открылся этот институт для воспитания дочерей обедневших дворян.



Он так же содействовал переводу из Воронежа в Тамбов школы для обучения канцеляристов, постройке здания губернской больницы, было построено каменное здание для публичной библиотеки (на углу Советской и Коммунальной, на втором этаже располагалось Коннозаводское собрание, а в надстроенном в 1886 году третьем этаже была Тамбовская ученая архивная комиссия в которой и председательствовал Иван Дубасов).



Возобновил свои постановки тамбовский театр, основанный Державиным.

С 1843 служил в Министерстве юстиции, с 1848 - сенатор. Скончался в 1856 году в возрасте 55 лет в Берлине, похоронен рядом с родителями в селе Рясня Старицкого уезда Тверской губернии.

Отдельно стоит остановиться на брате Александра Корнилова Владимире. Владимир Алексеевич Корнилов (1806 - 1854, Севастополь, Малахов курган) - вице-адмирал, герой Крымской войны (1853-1856), начальник штаба Черноморского флота (1850-1854).



В начале Крымской войны командовал отрядом паровых кораблей. 5 ноября 1853 года пароходофрегат «Владимир» под флагом Корнилова атаковал 10-пушечный турецкий пароход «Перваз-Бахри». После трёхчасового боя «Перваз-Бахри» вынужден был спустить флаг. 22 ноября Корнилов награждён орденом Святого Владимира 2-й степени. Трофейный пароход «Перваз-Бахри» переименован в «Корнилов».

После высадки англо-французских войск в Евпатории и поражения русских войск на Альме, Корнилов получил приказ от главнокомандующего в Крыму князя Меншикова затопить корабли флота на севастопольском рейде, чтобы использовать матросов для обороны города с суши. 9 сентября 1854 года Корнилов собрал на совет флагманов и капитанов, где сказал им, что поскольку, из-за наступления вражеской армии положение Севастополя практически безнадежно, флот должен атаковать противника на море, невзирая на огромный численный и технический перевес врага. Пользуясь беспорядком в расположении английских и французских кораблей у мыса Лукулл, русский флот должен был напасть первым, навязав противнику абордажный бой, взрывая, если потребуется, свои корабли вместе с кораблями противника. Это бы позволило нанести вражескому флоту такие потери, что дальнейшие его операции были бы сорваны. Отдав приказ готовиться к выходу в море, Корнилов отправился к князю Меншикову и объявил тому своё решение дать бой. В ответ князь повторил отданное приказание - затопить корабли. Корнилов отказался повиноваться приказу. Тогда Меншиков распорядился отправить Корнилова в Николаев, а командование передать вице-адмиралу М. Н. Станюковичу.
Ответ Корнилова вошёл в историю:

«Остановитесь! Это - самоубийство… то, к чему вы меня принуждаете… но чтобы я оставил Севастополь, окружённый неприятелем - невозможно! Я готов повиноваться вам».

Корнилов организовал оборону Севастополя, где особо ярко проявился его талант как военного руководителя. Командуя гарнизоном в 7 тысяч человек, он показал пример умелой организации активной обороны. Корнилов по праву считается основоположником позиционных методов ведения войны (непрерывные вылазки обороняющихся, ночные поиски, минная война, тесное огневое взаимодействие кораблей и крепостной артиллерии).

Корнилов погиб на Малаховом кургане 5 октября 1854 года во время первой бомбардировки города англо-французскими войсками.

Погребён в севастопольском соборе Святого Владимира, в одном склепе с адмиралом М. П. Лазаревым. Позже в этом склепе были похоронены также П. С. Нахимов и В. И. Истомин. Из-за разрушения склепа в 1930-е годы потребовалось перезахоронение останков, которое состоялось в 1992 году. За его 6 детьми Алексеем, Александром, Владимиром, Екатериной, Натальей и Елизаветой ухаживала семья Александра и Софьи Корниловых.

корнилов, история, губернаторы, тамбов, архив

Previous post Next post
Up