По статье «Chatham House и Украина» в газете «Суть времени» №240
Это уже третья газета, в которой печатаются доклады на тему «Украинство. Кто и зачем его конструирует». Статья завершает первую главу исследования конструкта «Украинство»: Украинская карта в международной игре. До этого были рассмотрены интересы Германии, Польши, Австрии. Дошла очередь до Великобритании.
В статье рассмотрено подробно создание Королевского института международных отношений. Идеи и наработки членов совета директоров этого мозгового центра.
Меня в этой статье привлекли наработки одного из основателей Четем-хауса Лайонела Кертиса (1872-1955). Кертис был практиком, который всю жизнь занимался политикой. Он работал в британском министерстве по делам колоний. Идея создать мозговой центр возникла у него на Парижской мирной конференции. Основана она была на том, чтобы использовать интеллектуальный опыт коллектива, который работал на конференции.
Кертис считал себя последователем Дизаерли, который выдвинул идею противопоставить марксизму мощную идеологию, способную увлечь британцев. По Дизаерли классовые противоречия внутри британского общества могут быть сняты, если англичане, независимо от своего социального положения, почувствуют себя расой господ, призванной властвовать над туземцами колоний и вообще в мире.
Для реализации идеи Дизаерли Кертис выдвинул идею создать содружество наций под управлением Великобритании. Логично, что первыми странами содружества планировалось сделать колонии Англии. Это почти все бывшие доминионы, колонии и протектораты Англии. Кроме того, членами сообщества являются Мозамбик, Руанда, Намибия и Камерун. Кертис лично ездил по странам Африки и уговаривал их элиты вступить в этот союз.
Кертису принадлежит идея создания мирового правительства. В 1937 году он написал книгу Civitas Dei: The Commonwealth of God. В этой книге он описывает общество, в котором не будет войн и каждый человек сможет свободно развиваться. То есть ни много ни мало Царство Божьего на земле. Правда в этом обществе были и рабы, о развитии которых речи не велось. За основу общества была взята древнегреческая демократия из городов полисов, когда были «граждане» и были «рабы». Представители Великобритании в этом божественном содружестве занимали особую роль с правом решать споры между гражданами и менять общественный строй в сторону демократии или деспотии. Уровень демократии в конкретной стране по Кертису определялся англосаксами исходя из своих национальных интересов.
К гуманизму Кертис относился исключительно с практической точки зрения. Во введении к своей книге он пишет: «Наше практическое поведение… больше зависит от того, как мы смотрим на метафизические истины. Люди, различающие добро и зло, построят один тип общества, не различающие - другой». То есть гуманизм в обществе Кертиса не является непреходящей ценностью, а всего лишь инструментом для выколачивания преференций Великобритании.
Ноу-хау божественного содружества Кертиса является то, что общество разделяется на самоуправляемые государства. Степень самоуправления зависит от эффективности национальной элиты и количества ресурсов, которые эти государства передают Великобритании. При этом метрополия тратит минимальное количество ресурсов на управление сообществом и получает максимальное количество ресурсов при распределении благ.
По Кертису более всего для построения божественного сообщества подходят люди исповедующие протестантство. Он считал, что католики не могут позволить себе свободу вершить дела в варварских странах, связанные авторитетом и указаниями Папы и католической церкви. Фашистское общество Кертис приравнивал к советскому обществу и считал, что между ними нет разницы. Он одним из первых выдвинул идею приравнивания коммунизма и фашизма. Эти идеологии он тоже считал сдерживающим фактором на пути к «свободе» и божественному сообществу. Еще менее эффективными Кертис считал более архаичные идеологии.
В настоящее время прообразом этого сообщества является Британское содружество наций. Параллельной структурой, организованной по такому же принципу являются США. Кертис мечтал о том, чтобы США вошли в британское содружество наций, но на практике получилась конкурирующая структура дружественная по идеологии, но антагонистичная по национальным интересам.
Имея представление об идеологии англосаксов можно четко понять, зачем они вмешиваются в политику других стран. В частности, что их интересует на Украине. И что их интересует в России.
Речь идет о включении России и Украины в Британское содружество наций на условиях англосаксов. Некоторые из этих условий были озвучены устами некоторых представителей российской элиты. В том числе разделение страны на части, уничтожение ядерного потенциала и депопуляция населения. Конечно, это не все условия. Конечное условие, чтобы страна, входящая в Британское содружество наций не могла бросить вызов тем порядкам, которые в этом содружестве установлены.