памяти Юрия Леонидовича Чернышова († 16.06.2021)

Jul 06, 2021 23:35

Вячеслав Игрунов:
В первые годы Перестройки Саратов стал «моим» городом, едва ли не самым любимым в России, как раз благодаря Юре. Меня с ним познакомил Миша Ганзин, приезжавший в Москву в 1987-м и пришедший в «Век ХХ и мир». С этих пор мы часто встречались в Москве и не только. Юра включтлся во все наши дела - и в работу клубов, и в мемориальское движение, и в собирание и распространение новой печати. Собственно, название М-БИО восходит к БИО «Сфера» - так Юра назвал саратовский аналог нашей структуры, которая до начала 1989 года собственного названия не имела. Мы просто говорили «координационный центр».
К сожалению, наши отношения расстроились, когда было создано ЯБЛОКО, то есть году в 95-96-м. Юра ставил мне в вину разрушение российской социал-демократии, явившееся, по его мнению, следствием успеха ЯБЛОКА.

Сергей Рыженков: С первой нашей встречи, которая случилась в начале весны 1988 года, мы всегда общались на равных, несмотря на почти 20-летнюю, как я сегодня понял, разницу в возрасте. (...) Как-то он предложил мне вступить в ячейку создававшейся тогда Социал-демократической партии, я отказался. Были и другие расхождения, в частности, по тому, как развивать инициативную группу саратовского «Мемориала», но это не мешало сотрудничеству. Вообще, Юрий Леонидович очень спокойно относился к конфликтным ситуациям, это я для себя тогда отметил, и начал такой подход осваивать.
Надо сказать, что в 1990 году, участвуя в политической жизни Саратова, мы оба, независимо друг от друга, сделали важный выбор: не стали баллотироваться в городской или областной совет, хотя многие другие саратовские оппозиционеры пошли на выборы, став депутатами. Потом и он, и я работали журналистами.
В 1989 году мы были на одной из конференций «Мемориала» в Москве, и там Юрий Леонидович познакомил меня с Вячеславом Игруновым. В Институте гуманитарно-политических исследований (ИГПИ), который создал Вячек, я потом проработал восемь лет, начиная с 1992 года, получив вторую специальность - политолога.

Он умел вовлекать людей в деятельность. Достаточно сказать, что на наших встречах бывали Владимир Владимирович Пугачев, профессор СГУ, и Иосиф Соломонович Ной, профессор СГЮА. [Прим. Александр Филиппов: В. В. Пугачёв с 1980 года был профессором экономического института. Впрочем, вряд ли это теперь важно.]

Наибольший «кадровый» и организационный толчок общественной инициативе в поддержку перестройки дал кружок, который базировался на квартире инженера Юрия Чернышова. Штудии этого кружка были посвящены вопросам «социальной экономии», как обозначили свою нишу в обществоведении его участники. Их деятельность включала в себя и официальные формы - активисты кружка, являясь членами общества «Знание», вели кружки экономической учебы. К 1982 году эта группа «самоиздала» два выпуска коллективного сборника «Социальная экономия» и приняла устав, впрочем, лояльный к существующим структурам. Организация получила название Клуб любителей социальной экономии. В начале 1985 года к «социальным экономистам» из Новосибирска попали кассеты с выступлениями сторонников трезвости, и клуб включился в антиалкогольное движение. Уже после объявления курса перестройки и выхода антиалкогольного указа Чернышов был вызван в КГБ и получил официальное предупреждение, в котором говорилось, что под видом антиалкогольной пропаганды он занимается антисоветской деятельностью. Помимо Чернышова в этот и последующий период в клуб входили М. П. Ганзин, О. Н. Пицунова, М. В. Витман, А. Д. Никитин и др.

Летом 1986 г. на заводе ГПЗ-З в рамках стандартной школы комсомольской учебы возник дискуссионный клуб, вскоре названный его организаторами «Диалог» (лидер С. В. Макаров). Клуб, например, в 1986 году провел встречу с общиной адвентистов, в разгар которой КГБ совместно с милицией устроило проверку документов у присутствовавших на встрече. Осенью 1986 в музее Н. Г. Чернышевского начал работать устный поэтический журнал «Сход», ставший местом клубного общения антикоммунистически или проперестроечно настроенной интеллигенции. Летом 1987 г. со стороны КГБ последовало предупреждение о нежелательности деятельности клуба.
Весной 1987 года начал оформляться политический клуб «Семидесятая весна» (А. В. Дидевич). В том же году при Кировском РК ВЛКСМ возник политический клуб «Марксист», с самого начала деятельности вышедший за официальные идеологические рамки. Его участниками были С. Ислентьев, И. Сухарев, Д. Чернышевский, М. Калашников. «Диалог», «Марксист», «Семидесятая весна» представляли собой политические протоорганизации в рамках идеологии перестройки, их активисты были либо членами партии, либо комсомольскими работниками.

Весной 1988 г. было заявлено о появлении инициативной группы Народного фронта (А. Никитин), начала складываться инициативная группа «Мемориала» (Ю.Чернышов, его социально-экономический клуб теперь назывался «Возрождение»), группы экологической направленности (А. Белонович, О. Пицунова), литературный клуб «Калина красная» (А. Свешников). Эти группы, а также «Семидесятая весна» и литературное объединение «Контрапункт» (бывш. «Сход») в апреле 1988 г. провозгласили создание Совета представителей общественных клубов (СПОК) и Саратовского бюро информационного обмена (С-БИО), которые стали выпускать бюллетени о своей деятельности, вскоре получившие название «Сфера». «Семидесятая весна», «Калина красная» также выпускали свои машинописные издания (соответственно «Выбор» - с 1989 г. и «Голос памяти» - с 1987 г.). В 1988 году начали выходить «Ведомости саратовского „Мемориала“», литературный и общественно-политический журнал «Контрапункт», после появления ДС - его орган «Демократ», в 1989 - литературный и общественно-политический журнал «Алфавит».

(...) Осень-зима 1988 года стали пиком этого этапа политической истории Саратова. На 4 ноября был заявлен первый митинг («В поддержку решений XIX партконференции о создании мемориала жертвам сталинизма») лидерами СПОКа. Все пять заявителей по месту работы в той или иной форме получили предостережение о недопустимости проведения митинга. Митинг был запрещен. На проведение несанкционированного митинга организаторы не решились. К этому времени в СПОК появились новые члены. От «Контрапункта» - В. М. Горбачев (проходивший свидетелем по делу ГРК, журналист газеты авиационного завода), от РНФ (Иванова) - Г.Ахтырко (радиожурналист, впоследствии самораскрывшийся как сексот), инициативная группа по поддержке «афганцев» (Т. Зотова).
На фоне привычного по принципу «держать и не пущать» отношения властей к неформалам, выделялись проведенные 8 октября 1988 года «Бухаринские чтения», организованные СПОКом, которые прошли в Доме политического просвещения с участием как вузовских обществоведов, так и деятелей неформального движения из Саратова и Москвы (М. Малютин,
Б. Кагарлицкий). В «Правде» этот опыт и курирование его обкомовским секретарем по идеологии Ю. Барановым ставились в пример как образец удачного сотрудничества партийного руководства с неформалами. Однако выступление московского активиста «Мемориала» Д. Юрасова, заявленное на 9 октября, власти категорическим образом запретили.

Впрочем, и ранее СПОК участвовал в мероприятиях, предполагавших взаимодействие с официальными структурами. В июле Ю. Чернышов выступал на сессии горсовета по экологической тематике, в октябре СПОКовцы участвовали в круглом столе областной газеты «Заря молодежи».
11 декабря должно было состояться учредительное собрание саратовского «Мемориала». Помещение для его проведения было предоставлено Нижневолжской студией кинохроники. Однако проведение конференции было запрещено, собравшихся встретил на улице подполковник Дорошин и объявил об этом. В это же день вечером был запрещен литературный вечер «Контрапункта». Двое из пришедших на вечер зрителей были задержаны милицией…

https://www.facebook.com/ryzenkov/posts/4125943174132300

Рыженков С. Саратовская область (1986-1996): политика и политики // Мацузато К., Шатилов А. Регионы России: хроника и руководители. Саппоро. 1997. Т. 2. № 34. С. 252-305. [Occasional Papers on Changes in the Slavic-Eurasian World. - Sapporro: Slavic Research Center, HoKKaido University, 1997. №34. T. 1-4.]

см. тж. https://vetrar-megn.livejournal.com/174268.html

город живых, архив, часослов

Previous post
Up