Царьград

Feb 23, 2024 13:18


Хотя Книга о вере и Арсений Уральский пишут о благочестии греков до никоновского раскола, но священномученик Лазарь в 1668 году в челобитной царю Алексею Михайловичу писал, что они отступили от веры задолго до этого, приняв от папы обливание, троеперстие и неношение (нательных?) крестов. Он также пишет, что Царьград именовался новым Римом за "благочестие веры и содержание законов отеческих". Первый Рим стал Вавилоном и Египтом за то, что папа взял Божью и царскую власть и с тех пор "антихристово властительство" в Риме, а потом это произощло в Царьграде. Дальше он уговаривает царя не допустить отступления от благочестия, так как  иначе и его царство станет Египтом и Вавилоном. Вероятно, Арсений Уральский акцентировал внимание на благочестии греков с целью обосновать чиноприем митрополита Амвросия, а Книга о вере - с целью показать силу православия для противостояния католикам. У Лазаря была цель убедить царя противодействовать никоновскому расколу, поэтому  он акцентировал внимание на том, что Великая Русия - последнее благочестивое царство, что Царьград пал из-за отступления от благочестия, и если царь хочет сохранить царство, то нужно противостоять отпадению от благочестия.



Греческий царь Иван Мануйловичь в лето 6847-го потребова человеческия помощи, и того ради от законов отеческих к папе приступи, хотя Іеросалим от турок очистит, забыв реченная Спасом, яко Іеросалим попираем будет языки, дондеже скончают времена язык: и помощи убо сим не получи, смерть же какову подъят, се история свидетельствует, яко и земля тела его не приняла. И от того времени приняли греки три папежския законы: первое - обливатися во святом крещении, второе - знаменатися тремя персты, третие - крестов на себе не носити; последи же и царскую Божию погубиша власть. Того ради и погаными турками обладаны. И как, государь, по твоему государеву повелению был посылан во греки старец Арсеней Суханов: и он пишет в Сходнике своем про греки мало добра. Изволи, государь, то ево арсениево письмо досмотрити сам, аще истинна суть.

О Риме и Царе-граде.

Глава 23-я.

Царь-град новый Рим именовася от властей, не ради чина и обычаев папежских, но ради благочестия веры и содержания законов отеческих. А ныне Рим за разныя ереси, по писанию, Вавилон и Египет. Егда в Риме духовный человек, папа, восхити на ся царскую Божию власть: и оттоле антихристово властительство есть в Риме. Сице бо и о Царе-граде: яко Божия царския власти не имеют. Наш глагол. Может благочестия ради Великая Русия новый Рим именоватися, яко главный папин чин, еже есть святый клобук перваго святаго папы Селиверста, сотворен святым царем Константином по явлению, в Русию послан бысть, в великий Новград ко архиепископу Василию, при патриархе Царя-града Филофее. А ныне, государь, наши власти и то Божие изменили дарование: и то их не явная ли плутость?  Глава 27...И глаголет ангел: прииди, да реку ти тайну жены, зверя носящаго ю, и зверь, егоже видел еси, бе и несть (гл. 17, ст. 7-8). И той есть осмый, иже по седмих будет и в пагубу идет. И того ради подобает нам в законех отеческих крепко стояти, а наследия багрянородных не погубляти: зане царство твое прочим людем не останется, по вышеписанных. Аще и смесится море скляное со огнем, глаголет благочестие с нечестивыми догматы. В сем бо знамении скончается гнев ярости Сына Божия. Егда же сие совершится, и глаголет Ангел: паде, паде Вавилон великий, и вместо святых бысть в жилище бесом (гл. 18, ст. 2), и прочая. И тогда будет царство твое именоватися, по писанию, Вавилон и Египет, яко пребыти имать она жена, облеченная в солнце, до дни вышеписанных, яко на нем таинство откровения совершится. Се бо есть последнее падение правоверия: сему свидетель Иван Богослов. Блажен чтый и слышай словеса книги его. О, благочестивый царю! не попускай сему совершатися во своей области.

Пы.Сы. Все правильно, конечно, но странно, почему Лазарь делает упор лишь на обрядовые стороны отступления (которые сами по себе, безспорно, имеют и догматико-символическое значение), хотя ещё Святитель Марк Эфесский подчеркивал прежде всего как главное в отступлении греков-униятов принятие ими латынских ересей, на первом месте из которых было Filioque?☝️

На мой взгляд, это всё-таки свидетельствует о некой «зацикленности» русских книжников на внешних формах богопочитания и неразвитости догматического богословия на Руси как такового.

И Царьград именовался новым Римом не только и не столько за "благочестие веры и содержание законов отеческих", а прежде всего по самому факту перенесения Константином столицы Империи на берега Босфора, как и Архиепископ Нового Рима имел второе место в диптихе после Римского Епископа по решению II-го  Вселенского Собора исключительно по причине того, что Константинополь - "град Царя и Синклита",  а не за какое-то особое благочестие Константинопольского Архиепископа или наличия апостольской кафедры в раннехристианские времена в Византии, каковой там, в отличие от центров других древних Патриархатов, не было.

история, староверие

Previous post Next post
Up