Интересная статья на Кредо.ру

Jan 09, 2014 21:13

Но на мой взгляд автор концовку смягчил, либо по не знанию, либо намеренно.

Иван Савушкин. "ПЕЧАТЬ ГОЛУБОГО ЛОББИ"? Намек на самооправдание части епископата перед будущими разоблачлениями Кураева можно найти в "Основах социальной концепции" и Уставе РПЦ МП
Как многие из нас хорошо помнят, в 2000 г. Архиерейский Собор РПЦ МП принял "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" (далее - "Основы…") (см.: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422 и http://www.patriarchia.ru/db/text/419776.html ). Казалось бы, текст этого официального документа давно и хорошо изучен. Однако на фоне появившихся в течение последнего месяца статей и интервью протодиакона Андрея Кураева, обличающих "гомосексуальные деяния" ряда архиереев и высокопоставленных клириков РПЦ МП, а также возникших в обществе дискуссий о наличии в РПЦ МП "голубого лобби", некоторые фрагменты "Основ…" начинают приобретать абсолютно новое звучание.

Прежде же чем перейти к рассмотрению соответствующих мест "Основ…" по существу, обратимся к преамбуле документа. В ней говорится: "Настоящий документ, принимаемый Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, излагает базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами".

Следует обратить внимание на окончание процитированного отрывка, в которым однозначно говорится, что епископат не входит в состав клира. То же констатируется и далее по тексту "Основ…" в следующих дефинициях: "епископат, клир и миряне", "архиереи и клирики" (см. п. V.2).

Вместе с тем, в ранние века, когда в христианской Церкви клирики, включая епископов, избирались "снизу" (паствой), значение слова "клир" (греч. κλήρος - "жребий") имело несколько иную смысловую нагрузку. Оно означало совокупность всех священнослужителей (диаконов, священников, епископов) и церковнослужителей (чтецов, певцов, пономарей и др.), т. е. всё духовенство, включая епископат. Со временем, после того, как епископов стали назначать "сверху" и, соответственно, епископ оказался "над" клиром и паствой, значение слова "клир" поменялось: произошло "отделение" епископата от клира.

О том, что епископат не относится к клиру, можно узнать и из соответствующих положений ныне действующего "Устава Русской Православной Церкви" (см., например, гл. XV, п. 6, 12, 13, 15, 18и , 19а).

Итак, с учётом того, что в состав клириков в настоящее время епископат не входит, рассмотрим п. ХII.9 "Основ…", в котором проанализируем фрагменты, выделенные нами жирным шрифтом:

"ХII.9. Священное Писание и учение Церкви недвусмысленно осуждают гомосексуальные половые связи, усматривая в них порочное искажение богозданной природы человека. […] Святоотеческое предание столь же ясно и определенно осуждает любые проявления гомосексуализма. "Учение двенадцати апостолов", творения святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, блаженного Августина, каноны святого Иоанна Постника выражают неизменное учение Церкви: гомосексуальные связи греховны и подлежат осуждению. Вовлеченные в них люди не имеют права состоять в церковном клире (Василия Вел. пр. 7, Григория Нис. пр. 4, Иоанна Постн. пр. 30). […] Относясь с пастырской ответственностью к людям, имеющим гомосексуальные наклонности, Церковь в то же время решительно противостоит попыткам представить греховную тенденцию как "норму", а тем более как предмет гордости и пример для подражания. Именно поэтому Церковь осуждает всякую пропаганду гомосексуализма. Не отказывая никому в основных правах на жизнь, уважение личного достоинства и участие в общественных делах, Церковь, однако, полагает, что лица, пропагандирующие гомосексуальный образ жизни, не должны допускаться к преподавательской, воспитательной и иной работе среди детей и молодежи, а также занимать начальственное положение в армии и исправительных учреждениях" (см.: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422).

Обратимся к первому из выделенных фрагментов: "Вовлеченные в них (т. е. в гомосексуальные связи. - И.С.) люди не имеют права состоять в церковном клире".

Но поскольку епископы в церковном клире и так не состоят, то запрет на них и не распространяется. О запрете же на занятие архиерейских кафедр лицам, "вовлечённым в гомосексуальные связи", в "Основах…" нет ни слова. Т. е. "вовлечённые" епископы, возвышаясь над клириками, могут совершенно спокойно занимать и дальше свои кафедры, не нарушая базовых документов РПЦ МП.

Рассмотрим второй выделенный фрагмент: "Церковь […] полагает, что лица, пропагандирующие гомосексуальный образ жизни, не должны допускаться к преподавательской, воспитательной и иной работе среди детей и молодежи, а также занимать начальственное положение в армии и исправительных учреждениях".

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в нём умалчивается о занимающих "начальственное положение" в …Церкви. То есть о епископах.

Чем обусловлено появление в "Основах…" указанных правовых "лакун"? Юридической неграмотностью писавших и принимавших этот официальный документ? Но ведь "Основы…" были выработаны специальной церковной рабочей группой, рассмотрены Священным Синодом и утверждены Архиерейским Собором РПЦ МП. То есть они выработаны и приняты "соборным разумом Церкви", который в "неграмотности" трудно заподозрить.

С учётом же того, что протодиакон Андрей Кураев в своих многочисленных статьях и интервью говорит о "вовлечённых" в соответствующие связи прежде всего архиереях, об исходящей от тех определённой "пропаганде" гомосексуализма среди своих приближённых, напрашивается вывод, что выявленные "лакуны" возникли в "Основах…" неслучайно. Нетрудно определить и круг лиц, заинтересованных в их появлении. Наличие тех "лакун" выгодно соответствующей группе архиереев РПЦ МП. По всей видимости, представители соответствующей группы или сами создали в "Основах…" такие "лакуны", или же посредством кого-то лоббировали их создание.

никониянство, напасть

Previous post Next post
Up