Предлагая теорию литургического произношения еров, исследователь тем самым опровергает наличие старого истинноречного периода в певческой традиции, а раздельноречие рассматривает как существовавшее изначально, но впоследствии утраченное в традиции чтения и сохраненное в пении [178].На настоящий момент проблема раздельноречия не утратила своей актуальности в силу недостаточной изученности этого явления в теоретическом аспекте: в исследовательской литературе не сложилось целостного представления о механизмах его функционирования, жанровой обусловленности и стадиях преобразования.Особого рассмотрения феномен раздельноречия заслуживает как факт современной культовой практики староверов, отнощение к которому в среде носителей традиции до настоящего времени не однозначно. В связи с этим необходимо переосмысление существующих в литературе оценочных характеристик раздельноречия с эстетических позиций, адекватных самому явлению.Основной проблемой, которая должна стать отправной точкой в исследовании данного вопроса на современном этапе его изучения, является тот факт, что в рамках одной традиции наряду с раздельноречными текстами используются и тексты истинноречного образца. Кроме того, в пределах одного песнопения далеко не все позиции этимологических редуцированных сохранены в виде раздельноречия, часть из них оказывается утраченной.Целью настоящей работы является установление типологических свойств феномена раздельноречия и закономерностей, определяющих его реализацию в певческих текстах. В связи с этим, задачами исследования являются: - создание целостного представления о раздельноречии как результате эволюции системы произнощения; - определение закономерностей, организующих структуру раздельноречных текстов; - выявление принципов функционирования раздельноречия в книжной традиции XII-XVII вв. и певческих рукописях поморской редакции XVIII-XX столетий.Научная новизна исследования состоит, во-первых, в том, что феномен раздельноречия исследуется комплексно, как явление, относящееся к нескольким областям знания (лингвистике, музыкальной медиевистике, истории, эстетике); во-вторых, в привлечении нового по отношению к данной проблеме материала, включающего песнопения широкого жанрового диапазона, в том числе заимствованных из крюковых рукописей старообрядческого периода; в-третьих, в установлении закономерностей функционирования раздельноречия, обусловленных структурой и формой бытования гимнографического текста.Результаты исследования могут получить практическое применение при дальнейшем изучении данной научной проблемы, быть использованы в исследовании устной традиции старообрядческого богослужебного пения, а также дополнить соответствующие разделы курсов Истории отечественной музыки, Музыкальной палеографии.Объект изучения данной работы - традиция раздельноречного пения, представленная ее письменной формой.
Reply
Leave a comment