Коптские песнопения в Москве

Mar 11, 2012 11:09

"Отчасти восполнить этот пробел была призвана состоявшаяся в Москве в Музее русской иконы лекция-выступление египетского дирижера, композитора, преподавателя факультета музыкального образования Национальной академии искусств профессора Джорджа Кириллоса. Он является крупнейшим специалистом в области христианского музыкального наследия коптов, в 1975 году создавшим «Ансамбль Давида» - профессиональный хор, исполняющий коптские христианские гимны".

"В сокровищнице богослужебного музыкального наследия коптов насчитывается, по данным коптского музыковеда, 1048 гимнов. Не имея системы записи звуков, копты хранили мелодии религиозных песнопений посредством устной передачи из поколения в поколения. Хранителем становился человек с абсолютным слухом и вокальными данными, зачастую слепой - как правило, такие люди наделены лучшими музыкальными способностями. Переняв от наставника характер и манеру исполнения церковных гимнов богослужебного круга, такой человек впоследствии сам передавал знания своему преемнику. Так происходит и сейчас, отметил египетский гость: по давней традиции, в каждой общине есть свой кантор, главная обязанность которого, «помимо исполнения гимнов во время литургии, состоит в том, чтобы учить гимнам дьяконов». На богослужениях кантор выполняет роль дирижера-регента, руководя хором дьяконов. Песнопения коптского богослужения, особенно праздничные, сопровождаются аккомпанементом ударных музыкальных инструментов - треугольника и кимвала, происхождение которых также относится к глубокой древности. «Партию» на кимвале исполняет сам кантор, на треугольнике ему аккомпанирует один из дьяконов. Остальные музыкальные инструменты в церквях коптов под запретом, равно как и любые танцевальные движения, распространенные в иных дохалкидонских Церквях - так Коптская Церковь ограждала свою паству от следования традициям язычников, широко использовавших и музыку, и танцы в своих ритуалах. Основание этого запрета восходит к святителю Клименту, патриарху Александрийскому".
Полностью опубликовано здесь

А теперь видео с той лекции.

image Click to view



image Click to view



image Click to view



В заключение вечера египетский гость исполнил один из псалмов Давида, переложенный на музыку собственного авторства, под аккомпанемент уда - древнего струнного щипкового музыкального инструмента, распространенного на Ближнем Востоке. Манера и характер пения отсылали слушателей к событиям священной истории трехтысячелетней давности, память о которых запечатлена в коптских музыкальных традициях.

image Click to view

пение

Previous post Next post
Up