О безпоповском каждении

Aug 18, 2011 16:47


Felix
член редакционной коллегии НСФ




Церковь: РПСЦ (непоминающая)


 Отправлено: 19.12.09 02:53. Заголовок: Дома каждение соверш..

Дома каждение совершается ручной кадильницей, которая называется «кацея».

Каждение совершается крестообразно с молитвой исусовой, некоторые кадят «обводом». Кадждение обводом, на мой взгляд, неверно, поскольку движение обвода не соответствует акцентам и динамике иусовой молитвы.

Производят каждение в отношении святынь (крестов, икон, мощей и т.п.), людей и самого помещения. Каждение святынь и людей сопровождается поясным поклоном, в помещении окуриваются углы и кресты (если помещение было освящещно). Углы кадят тоже крестообразно, но без поклонов. Как сообщает Устав соборной службы Шамарина, при поклонах кадило перемещают в левую руку.

Каждение во время соборной молитвы регулируется уставом, а если это молитва произвольная, то каждение просто осуществляется перед началом молитвы.

Как сообщает Шамарин, вначале каждения наставник, приняв подготовленное кадило, положив три поклона и благословясь, кадит престол, а при его отсутствии - центральную икону, крест. В конце каждения также кадится престол, затем наставник отдает кадило, полагает три поклона и прощается. Обход престола при каждении и возвращение осущест вляются через правую сторону.

Павечерница и полуношница не предусматривают каждения, какнон (сам по себе) не является самостоятельной службой, если он входит в молебен или утреню, то поповский чин предусматривает каждение после шестой песни перед чтением евангельского зачала.

Если вы служите дома всеношную службу, то кадят перед малой вечерней (если служат с расходом) и перед великой вечерней. Иногда это делается на 103 псалме.

Обязательное каждение на т.н. «воззвахах». Устав соборной службы Шамарина указывает: «Во время пения возвахов наставник совершает полное каждение, кадит престол, затем, обойдя его справа, центральную икону и правую часть иконостаса; головщика, уставщика и певчих правого клироса. (Перед этим - настоятеля.)

Певчие кадятся по одному и вкупе. Далее следует на левую сторону и кадит иконы, певчих левого клироса. Обойдя по солнцу престол, спускается с солеи и кадит правую сторону храма - иконы, а возвращаясь к солее - молящихся. Затем так же левую сторону. Далее кадит молящихся вкупе и заканчивает каждением престола».

На поповских службах кадят на литии в конце великой вечерни, в моленных лития служится на сходе без выхода в притвор, и каждение поэтому не совершается. Вероятно, это каждение связано с окуреванием иного помещения, что восходит к византийскому дворцовому церемониалу.

На полиелеосе полагается полное каждение. Шамарин пишет, что если служится всенощная, то молящиеся и клироса кадятся «вкупе», а не по одному. Оно продолжается до конца величания - кадятся иконы празднику. На воскресной без полиелеоса - каждение на «Блажени непорочнии».

И ещё одно каждение полагается на Обеднице, совершают его на «Благослови душе моя Господа».

ОРИГИНАЛ

устав, староверие

Previous post Next post
Up